Как снизить расход топлива

- Почему увеличивается расход топлива
- Универсальные факторы
- Сопротивление движению автомобиля
- Какие еще компоненты моего автомобиля могут пострадать от холода?
- Подшипники
- Энергопотребление
- Сколько именно тратится бензина при прогреве?
- Почему зимой расход топлива выше?
- Иные виды надбавок к базовым значениям
- Что делать, чтобы минимизировать расход топлива на морозе
- Низкая температура охлаждающей жидкости
- Что я могу сделать, чтобы улучшить экономию топлива в холодную погоду?
- Появление зазоров в свечах зажигания
- Обогащенная смесь
- Другие причины
- С какого числа применяются зимние нормативы
- Дополнительные функции
- Зимние нормативы расхода топлива
- Что же делать
- Как разработать собственные нормы
- Шины
- Заправки должны давать вам зимнее топливо
Почему увеличивается расход топлива
На самом деле, есть несколько причин, которые могут способствовать этой проблеме:
- двигатель дольше греется
- работают несколько потребителей электроэнергии (обогрев стекол, зеркал и сидений, фар, стеклоочистителей, вентиляторы отопителей)
- ездить по снегу и грязи гораздо сложнее, чем по сухому асфальту
- повышенное сопротивление качению из-за зимней резины
- масло густеет, поэтому требуется большее усилие для вращения деталей и подшипников
Кроме того, зимой машина становится тяжелее, что также сказывается на расходе топлива. Это связано с тем, что человек сам надевает из-за нескольких слоев одежды, а многие автомобилисты в холодное время года забивают багажник тросами, колесными цепями, лопатами и прочими бытовыми предметами, которые могут пригодиться в сложной ситуации на дороге дорога.
Универсальные факторы
Помимо сезонных причин перерасхода топлива, следует учитывать ряд универсальных факторов, также влияющих на увеличение расхода топлива зимой:
-
Неслучайно зимой рекомендуется чаще проверять давление в шинах: недокачанные шины резко увеличивают сопротивление качению, что приводит к повышенному расходу топлива.
-
Неисправности с тормозными цилиндрами постоянно приводят к автоматическому торможению автомобиля, поэтому об эффективности говорить не приходится.
-
При неправильном «развале» шины очень быстро «лысеют», и машина буквально «ест» топливо, как домашняя свинья.
-
Стиль вождения. С наступлением зимы многие водители по-прежнему соблюдают ровное, размеренное и спокойное движение, избегают резких маневров и т д. Но некоторые автолюбители, наоборот, пытаются продемонстрировать свою безрассудство и мастерство вождения на ледяной поверхности. Агрессивный стиль вождения также приводит к повышенному расходу топлива как зимой, так и летом.
-
Традиционное падение скоростного режима на дорогах – нормальное явление для зимнего периода. А вот в мегаполисах образуются глухие пробки. Когда двигатель стоит в них часами, он потребляет гораздо больше «топлива», чем если бы он двигался, поскольку он сильно «тянет» на холостом ходу.
Некоторые называют это не самой очевидной причиной, но зимой меняется плотность воздуха. И чем больше минус на градуснике, тем он выше. Так, при температуре -40°С плотность воздуха почти на треть больше, чем при 30-градусной жаре (такой разброс температур характерен, например, для сибирской местности).
И чем выше плотность воздуха, тем сильнее «работает» аэродинамика (сопротивление выше). Например, чтобы автомобиль поддерживал устойчивый скоростной режим, такой же, как и летом, зимой в сильные морозы ему требуется больше топлива. Поэтому большой расход топлива зимой – реальность и неизбежный факт.
Сопротивление движению автомобиля
На морозе машина хуже катится. Смазка загустевает в подшипниках и редукторе. При движении по заснеженным дорогам шины должны постоянно находить дорогу в вязком снегу. В холодную погоду увеличивается даже плотность воздуха.
При низких температурах начинают действовать все факторы. В результате автомобиль хуже разгоняется и сохраняет меньшую инерцию.
Специальные зимние смазки для подшипников, трансмиссионные масла и коробки передач в средней полосе не используются по той причине, что срок замены этих препаратов длительный. Обновлять их перед каждым сезоном дорого, они не окупятся.
Какие еще компоненты моего автомобиля могут пострадать от холода?
Моторное масло густеет
Машина становится намного толще при первом запуске из-за холода. И по мере того, как двигатель работает, чтобы достичь своей нормальной рабочей температуры, все компоненты создают сопротивление, как будто вы пытаетесь пробежать через лужу, полную желе. Как нетрудно догадаться, дополнительная прочность деталей, а также более густое масло заставляют двигатель работать тяжелее, потребляя при этом больше топлива.
Двигатель не достигает идеальной температуры
Теперь, когда мы знаем, что двигатель должен работать больше из-за густого масла, вы можете представить, каково это, когда он стоит на морозе. На самом деле, ваш автомобиль расходует 0 миль на галлон в холодную погоду, поэтому в первую часть поездки лучше ехать налегке, чтобы жидкости оставались в рабочем состоянии, а двигатель прогревался до нужной температуры. Только помните, что нельзя слишком сильно нажимать на педаль газа, пока двигатель еще холодный.
Подшипники
Подшипники также подвержены замерзанию, и кручение в этом случае производится с более значительным усилием. Эти механизмы относительно быстро нагреваются во время движения, но поначалу потребляют гораздо больше энергии, чем летом. Кроме того, расходуется до 2% топлива.
Чрезмерный расход топлива также приводит к выходу из строя ступичного подшипника. Если этот элемент не работает должным образом во время езды, колесо крутится с трудом, по сравнению с исправным подшипником. Чтобы соответствовать скорости других колес, двигатель прилагает больше усилий, а количество расхода топлива увеличивается, хотя и незначительно.
Энергопотребление
Зимой вентилятор печки, подогрев стекол, сидений и многое другое работает на полную мощность. Когда окна запотели, включите кондиционер. Все эти устройства требуют энергии, на производство которой уходит топливо. Заряд батареи разряжен, и генератор работает активно.
Летом, конечно, много электричества уходит на работу кондиционера, но летом он включается реже, чем печь и различные отопительные системы зимой. Экономить получится только у самых морозостойких, а экономией в десяток литров за сезон назвать сложно.
Сколько именно тратится бензина при прогреве?
Изучая тему, наткнулся на теоретические выкладки автомобилиста, который скорее всего либо энергетик по образованию, либо просто хобби. В общем, он подсчитал, сколько энергии уходит на нагрев двигателя его автомобиля, затем выразил это в литрах бензина и попросил форумчан, где он разместил свои исследования, подтвердить или опровергнуть его расчеты своими практическими наблюдениями. Хорошо, если у кого-то вдруг есть такой же «движок». Самое интересное, что большинство подтвердило его теоретические выкладки. Практические значения расхода были примерно одинаковыми.
Не будем утомлять вас этими расчетами — вас ведь, наверное, интересуют только цифры, по крайней мере, более-менее точные. Так что это простое арифметическое соотношение: двигатель на холостом ходу расходует половину объема топлива в час. Например, двигатель объемом 1,6 л на холостом ходу потребляет ок. 0,8 литра бензина в час. Все это конечно относительно. Но общее понимание дает.
Почему зимой расход топлива выше?
Холодная погода влияет на ваш автомобиль больше, чем вы думаете. Предлагаем вам список причин, по которым автомобиль зимой начинает расходовать гораздо больше топлива, чем при плюсовых температурах наружного воздуха:
— Зимой увеличивается нагрузка на двигатель и коробку передач из-за сильного охлаждения различных жидкостей, используемых в автомобиле. Любому автомобилю для нормальной работы необходим прогрев всех жидкостей после запуска холодного двигателя. Например, любое моторное или трансмиссионное масло густеет на морозе. При запуске силового агрегата в мороз требуется время, чтобы масло прогрелось. Это требует дополнительной энергии.
— Зимой любому двигателю требуется больше времени для достижения рабочей температуры. Большинство автомобилей потребляют гораздо больше топлива до достижения оптимальной температуры двигателя, чем после прогрева до рабочей температуры. Поэтому, если вы используете автомобиль зимой непродолжительное время (малый пробег), ваш автомобиль будет расходовать гораздо больше топлива, чем в теплое время года из-за прогрева двигателя.
— Обогрев сидений, стекол, работа отопителя и работа насоса бачка омывателя потребляют много энергии от двигателя, который в результате потребляет больше бензина или дизельного топлива.
— Прогревая двигатель перед троганием, вы сводите экономичность практически к нулю. Помните, что холостой ход – самое дорогое для двигателя. В этом режиме самый высокий расход топлива.
— Более холодный воздух становится более плотным, что увеличивает аэродинамическое сопротивление вашего автомобиля. Стоит отметить, что чем выше скорость зимой, тем больше топлива будет перерасходовать ваш автомобиль.
— Давление в шинах падает, когда температура падает до отрицательных значений. Чем холоднее становится, тем ниже давление в шинах. В результате сопротивление качению увеличивается.
— Бензин или дизельное топливо зимнего качества могут содержать вещества, снижающие энергоемкость при сгорании топлива в двигателе, в отличие от летнего топлива, которое может иметь большую энергоемкость. В результате автомобиль начинает расходовать немного больше топлива, чем в теплое время года.
— Зимой мощность и заряд аккумулятора тратятся намного быстрее, а это значит, что генератору автомобиля требуется больше энергии для зарядки аккумулятора, чтобы поддерживать оптимальный заряд. Расход топлива увеличивается из-за нагрузки на генератор. Холодная погода также может повлиять на гибридные автомобили, оснащенные системой зарядки аккумулятора, использующей рекуперативное торможение (во время торможения избыточная энергия поступает в аккумулятор, питающий электродвигатель).
В суровых зимних условиях и сильном морозе расход топлива может увеличиться еще больше.
— На обледенелых и заснеженных дорогах снижается сцепление шин с дорогой. Для поддержания правильного крутящего момента для плавного движения двигателю требуется дополнительная энергия.
— На ровных дорогах средняя скорость обычно снижается. Примечательно, что при средней скорости ниже 50-70 км/ч расход топлива может значительно возрасти.
— Если ваш автомобиль оснащен полным приводом, вам гарантирован чрезмерно большой расход топлива зимой, особенно на заснеженных или скользких дорогах.
Иные виды надбавок к базовым значениям
Приказ Минтранса устанавливает и другие условия дополнений к основным данным:
- эксплуатация транспорта в горных районах в зависимости от высоты над уровнем моря (от 5% до 20%);
- эксплуатация транспорта сложной схемы (более пяти поворотов, заездов на 1 км) — до 30% в зависимости от категории дороги общего пользования;
- эксплуатация автотранспорта в селах, распределенных по населению. Максимальная надбавка до 30% в городах с населением более 5 млн человек;
- транспортные операции, требующие частых остановок (погрузка, высадка пассажиров и т д.) — до 10%;
- эксплуатация транспорта с пониженной скоростью движения, при перевозке крупногабаритных грузов. Максимальная надбавка — до 35% при скорости до 20 км/ч;
- въезд новых автомобилей или автомобилей после капитального ремонта — до 10% и другие.
Полный список см в разделе 5 второй части приказа.
Что делать, чтобы минимизировать расход топлива на морозе
Чтобы снизить расход бензина и дизельного топлива зимой, не нужно слишком долго прогревать двигатель. Специалисты утверждают, что для современных автомобилей в этом нет необходимости, достаточно будет всего 2-3 минут – и можно начинать движение на малой скорости.
Перед выездом стоит очистить кузов машины от снега. Этот простой совет позволяет уменьшить вес машины. Сугроб на крыше смещает центр тяжести. Это негативно влияет на безопасность дорожного движения, поэтому все сугробы с кузова лучше убрать.
Перед наступлением холодов заменить масло в двигателе на менее вязкое масло. При отрицательных температурах такая смазка не загустеет. Двигатель запускается легче. Освободите багажник от лишних предметов.
Также зимой откажитесь от багажника на крыше, поскольку он создает дополнительную нагрузку и снижает аэродинамику кузова. Регулярно проверяйте давление в шинах. Считается, что при снижении давления воздуха на 40% расход топлива увеличивается на 10-15 %.
Измените свой стиль вождения, ведь чем медленнее вы движетесь в потоке, тем меньше расход топлива.
Низкая температура охлаждающей жидкости
Если температура «кулера» ниже расчетной, двигатель будет расходовать на обогрев немного больше топлива. В основном это происходит зимой. В результате расход топлива увеличивается в среднем на 10 %.
Что я могу сделать, чтобы улучшить экономию топлива в холодную погоду?
Вы не можете добиться того, чтобы расход топлива автомобиля зимой был таким же, как летом. Но тем не менее, любой из вас сможет добиться эффективного снижения расхода топлива зимой, что позволит сэкономить. Вот несколько советов о том, как добиться снижения расхода топлива:
— Оставьте машину в теплом месте. Например, в своем отапливаемом гараже (или арендуем отапливаемый гараж на зиму) или на платной крытой отапливаемой стоянке. Это означает, что каждое утро вашему двигателю потребуется гораздо меньше энергии, чтобы довести все жидкости до оптимальной температуры.
— Не прогревайте двигатель на холостом ходу слишком долго. Попробуйте прогреть двигатель во время движения на малых скоростях. В этом режиме вы не только сэкономите топливо, но и добьетесь более быстрого прогрева двигателя до рабочей температуры. Обратите внимание, что большинство современных автомобилей не требуют прогрева двигателя на холостом ходу. В наши дни многие автопроизводители рекомендуют тронуться с места через 30 секунд после запуска силового агрегата.
— Не используйте дополнительные обогреватели и антиобледенители больше, чем это необходимо
— Используйте спутниковую навигацию, чтобы выбрать лучшие маршруты, чтобы избежать пробок
— Регулярно проверяйте давление в шинах
— Используйте тип масла, рекомендованный производителем для холодной погоды
— Снимите автомобильные аксессуары, которые увеличивают сопротивление. Например, багажное отделение, которым вы пользуетесь не каждый день.
— Если у вас гибрид или электромобиль, в сильный мороз старайтесь не пользоваться автомобильными зарядками для телефона, навигатора и других электронных гаджетов. Также, если вы едите в режиме, предполагающем работу электродвигателя, старайтесь не включать обогреватель на максимальных температурах.
— Если вы едете на гибридном или электрическом транспортном средстве и температура снаружи не слишком низкая, используйте электрический обогрев сидений вместо обогрева салона.
— Очистите автомобиль от лишнего снега (особенно на крышах), что значительно увеличивает вес автомобиля.
— Используйте только зимние шины. Если протектор шин имеет большой износ или возраст покрышек более 5 лет, то обязательно покупайте новые шины.
— Паркуйте автомобиль в месте, где солнечные лучи днем нагревают кузов автомобиля
Если вы предпочитаете заправлять свой автомобиль фирменным топливом с улучшенными характеристиками, зимой лучше заправляться традиционным топливом, так как в улучшенном бензине или дизеле много химических присадок, что может увеличить расход зимой.
Появление зазоров в свечах зажигания
Одной из причин повышенного расхода топлива в морозы могут быть неправильно выставленные зазоры (нарушение расстояния между боковыми и центральным электродами) в свечах зажигания. Это приводит к частым ошибкам в работе свечей и, естественно, увеличению расхода топлива (чаще на 4 %).
Обогащенная смесь
На морозе в автомобиле образуется обогащенная топливовоздушная смесь, что увеличивает расход при первом запуске двигателя после ночного простоя на 7-10%. Это потому, что он содержит на 15-20% больше топлива, чем необходимо.
Такой заряд быстро сгорает, и двигатель развивает максимальную мощность, а расход бензина увеличивается. Через некоторое время состав нормализуется, а затраты на топливо снижаются.
Другие причины
Расход топлива в холодное время года увеличивается также из-за резкого торможения или ускорения, перегрузки автомобиля, постоянной работы кондиционера, климат-контроля, аудиосистемы, а также из-за использования неподходящих масел.
С какого числа применяются зимние нормативы
В распоряжении АМ-23-р вы найдете зимние нормы расхода топлива и условия их использования в 2023 году в зависимости от климатической принадлежности региона. Группировка производится по субъекту Российской Федерации, количеству месяцев и периоду действия зимнего налога и предельному значению зимнего налога в процентах. В приложении описывается расход топлива на зиму по регионам в 2023 году. Например, в Москве зимний налог действует 5 месяцев, с 1 ноября по 31 марта. Согласно таблице максимальный процент за зимние деньги для выбранного нами предмета составляет 10%. Чем теплее в регионе, тем меньше начисляется процент доплаты. Анализ заявки показал, что лимитирующие факторы варьировались от 5 до 20 процентов. Для сравнения проанализируем показатели по Республике Саха (Якутия). Срок действия — 7 месяцев, с 15 октября по 15 мая, лимит — 20 процентов.
Минтранс определил, с какой даты переход на зимние нормы расхода топлива в 2023 году по регионам находится в приложении № 2.

В приказе о переходе на зимнее пособие указать следующую информацию:
- с какой даты, за какой период и за какой процент применяется надбавка;
- кто контролирует указание корректных данных в товаросопроводительных накладных;
- кто отражает данные с учетом нового дополнительного коэффициента на зимний период;
- кто будет контролировать выполнение заказа.
Дополнительные функции
Дополнительная энергия расходуется на подогрев сидений, рулевого колеса, электрообогрева зеркал и лобового стекла, что в результате увеличивает потребление на 3-5%.
Также следует обратить внимание на то, что запуск двигателя в морозные условия происходит не так быстро, как в теплую погоду. Аккумулятор при попытке запуска разряжается сильнее, и даже в выключенном состоянии, в мороз, хуже держит заряд. Для восстановления номинального заряда генератору приходится работать дольше, что влечет за собой затраты на топливо.
Зимние нормативы расхода топлива
Как рассчитать расход топлива зимой? Для государственных ведомств и структур, организаций различных форм собственности, фирм и компаний, имеющих собственный парк автомобилей, Министерством транспорта Российской Федерации устанавливаются стандарты, в которых указываются нормы амортизации топлива в холодное время года… Мы отобрали информацию, которая будет полезна для частных водителей. Вот данные по зимнему расходу топлива за 2023 год в таблице.
Субъект РФ (или его части) |
Срок действия зимних норм топлива (с учетом зимнего превышения) |
увеличение расхода топлива (максимальный зимний запас в %) |
Москва, Брянская обл., Владимирская обл., Воронежская обл., Ивановская обл., Калужская область и др |
1 ноября – 31 марта |
10 % |
Белгородская область |
11 ноября – 15 марта |
7 % |
Северные территории |
1 октября – 30 апреля |
20% |
С полным перечнем нормативных документов, касающихся норм зимнего расхода топлива, можно ознакомиться на сайте Минтранса РФ или в других ведомственных источниках. Зимние нормы (напомню, для частных автовладельцев они необязательны, они носят ознакомительный характер) у тех, кто списывает топливо в каждом регионе, начинаются по-разному в зависимости от климатической зоны.
Примерный ориентир – снижение температуры от +4°С. Для автомобилей в центральной части РФ дается превышение до 10% (норма действует 5 месяцев), в северной части превышение вдвое больше и действует 7 месяцев.
Зная эти цифры, можно узнать, насколько увеличивается расход топлива зимой и сколько еще приходится тратить на топливо в этот период. Однако это средний показатель, учитывайте все факторы и нюансы, описанные выше, плюс несколько причин.
Что же делать
Эксперты поделились семью эффективными лайфхаками, которые помогут снизить расход топлива.
Не прогревайте двигатель слишком долго
Выделите на это две-три минуты, а затем начните плавное движение. Постепенно увеличивайте нагрузку, и двигатель прогреется. Если по истечении такого короткого промежутка невозможно начать движение, можно использовать автомобильное одеяло, которое, особенно во время коротких остановок, дольше сохранит двигатель теплым.
Очистите кузов машины от скоплений снега
Это позволит вам избавиться от нескольких килограммов. Кроме того, собранный снег смещает центр тяжести, что значительно снижает безопасность движения.
Замените в двигателе масло на менее вязкое
Он не сильно загустеет даже при очень низких температурах, иначе двигатель запустится легче.
Разберите вещи в багажнике
За лето в машине может скопиться много вещей, которые зимой будут совершенно бесполезны, их лучше убрать до наступления жары.
Снимите багажник с крыши (если он не нужен)
Дополнительные крепления создают дополнительную нагрузку и ослабляют аэродинамику кузова.
Регулярно проверяйте давление воздуха в шинах
Как правило, при низких температурах давление падает, что может увеличить расход топлива: например, снижение давления на 40 процентов может увеличить расходы на топливо на 10-15 процентов.
Как разработать собственные нормы
Руководство по эксплуатации автомобиля не всегда прописывает информацию о расходе топлива. По своему опыту скажу, что нормы расхода для погрузчиков в руководствах не указаны, поэтому приходится их вычислять комплексно. Вилочный погрузчик каждый день проезжает по прямому пути из точки А в точку Б. Другой вилочный погрузчик той же модели целый день работает на разгрузке грузовиков на площади 10 квадратных метров. Второй погрузчик будет иметь больший расход, так как скорость и путь движения ниже, чем у первого. Надежнее обращаться в специализированные организации. Если вы решили развиваться самостоятельно, то:
- уполномочить комиссию на проведение контрольных замеров, которая будет следить за движением транспортных средств за выбранный период времени или пробег;
- сравнить данные с технической документацией производителя (при наличии);
- документировать результаты контрольных замеров при контрольном замере и раскрывать расход на 100 км;
- утвердить приказом организации и в бухгалтерском учете нормы амортизации бензина, дизельного топлива и газа.
Учитывайте технические характеристики автомобиля, место и режим его эксплуатации, период года для замеров. Надежнее для определения нормы в летний или осенний период взять за основу это число, а затем скорректировать его на зимние коэффициенты.
Шины
При понижении температуры давление в шинах падает, что приводит к повышенному износу шин и увеличению расхода топлива. Поэтому обязательно проверяйте давление в шинах с началом холодов и всегда держите его на установленном значении.
причины увеличения расхода топлива зимой связаны с изменением условий движения. В мегаполисах зимой средняя скорость ниже, чем летом. Машин в большом городе с наступлением холодов не становится меньше, снегопад парализует движение, автомобили еще больше стоят в пробках, либо объезжая пробку, либо ожидая диспетчера-спасателя. И все это на фоне аварий, кое-где перекрывающих движение. При этом увеличивается расход топлива. Серьезной помехой может стать неожиданно попавший под колеса сугроб – зимние условия сложны и не всегда предсказуемы.
Существенных различий между сезонами на поле нет. Разве что морозный воздух сгущается и оказывает большее сопротивление. Но это сказывается на высоких скоростях.
С точки зрения расхода топлива оптимальной считается скорость 70-90 км/ч. Дальше по спидометру сопротивление воздуха становится слишком большим для экономичного вождения. При увеличении скорости до 140-150 км/ч аппетит автомобиля может возрасти вдвое.
Заправки должны давать вам зимнее топливо
Хотите верьте, хотите нет, но смесь бензина, которую вы впрыскиваете в свой автомобиль, зимой отличается от летней. Федеральный закон требует, чтобы заправочные станции продавали различные топливные смеси в разное время года на основе давления пара по Рейду (RVP), которое используется для измерения летучести топлива.
Жара и холод влияют на то, как испаряется топливо в баке автомобиля, отсюда и разница между летней и зимней смесями. Летом при более высоких температурах топливо может испаряться быстрее, поэтому следует соответствующим образом отрегулировать РВД.
Зимой все наоборот, но для того, чтобы двигатель запустился, топливо должно правильно испариться, поэтому RVP снова настраивается, чтобы приспособиться к более холодным погодным условиям. Как вы могли догадаться, ваш автомобиль работает немного по-разному с каждой смесью, что, в свою очередь, может повлиять на общую экономию топлива.
Читайте также: