Как проверить мультиметром утечку тока на автомобиле и допустимое значение (норма)

Содержание

Что это такое

В общем смысле утечка тока относится к наличию и величине тока, протекающего от конкретной шины питания к земле или общему проводу в неповрежденной электрической цепи. Это определение больше относится к промышленным и бытовым электрическим цепям. В этом случае протечка определяется качеством изоляции.

В автомобиле с утечкой тока принимают наличие и величину тока при выключенном зажигании и полном отключении электрооборудования с помощью штатных выключателей на автомобиле.

Теперь более понятным языком. Автомобиль имеет две силовые рейки. Традиционно их называют шиной 30 и шиной 15.

На шину 30 поступает напряжение с положительного полюса аккумулятора напрямую через мощный предохранитель (иногда без него). Напряжение на шину 15 подается через контактную группу замка зажигания.

То есть при выключенном зажигании шина 15 обесточена (на ней должна быть как минимум хорошая контактная группа для замка зажигания). Выключив зажигание, отключив все электрооборудование, шина 30 остается подключенной к аккумулятору.

Видео — как определить течь тока в автомобиле:

В большинстве случаев именно на шине 30 происходит утечка тока. Не считается утечкой электроэнергии оставление электрооборудования автомобиля включенным во время стоянки по невнимательности или умышленно (магнитола, габариты и т.п).

Самые распространенные причины

Оборудование автомобиля, которое питается от шины 30 и может служить источником утечки тока:

1. Автомагнитола

Скорее всего причина. Для поддержания энергозависимой памяти (хранение индивидуальных настроек, тайминга) большинство автомагнитол питаются по шине 30. При неисправности магнитолы через нее может утекать питание. На исправной магнитоле тоже есть утечка тока, она обычно не превышает 10 миллиампер.

2. Автосигнализация

Устройство безопасности автомобиля должно работать, когда все другие устройства находятся в состоянии покоя. Тревога также часто является причиной этого явления. В нормальном состоянии он может потреблять до 200 миллиампер тока, это тоже входит в утечку.

В хороших сигнализациях с обратной связью есть передатчик/приемник, который может общаться с брелоком через равные промежутки времени, есть системы геолокации, GSM и т.д. Сейчас производители автосигнализаций (например PANDORA) стремятся минимизировать потребление тока автосигнализациями при включении режим. Есть модели, где такой ток менее 20 миллиампер.

3. Блок управления двигателем

Этот блок всегда питается по шине 30, но при исправном блоке этот ток не превышает нескольких миллиампер.

4. Блоки ABS, управления кузовом, климат-контроля и другие

Суммарное потребление этих блоков (ремонтопригодное) не более 10 миллиампер.

5. Генератор

Он всегда получает напряжение с положительной клеммы аккумулятора. Если выпрямительные диоды в генераторе пробиты, он может разрядить аккумулятор за полчаса. Исправный генератор переменного тока использует микроампер.

6. Стартер

Хороший стартер не потребляет ток, когда он остановлен, хотя он также постоянно питается.

7. Токи утечки, связанные с влажностью, загрязнением контактов

В реальных условиях эксплуатации автомобиля, особенно в холодное время года, влага с различными примесями попадает на токоведущие жилы, контакты, контакты. Показаны токи электролиза.

О наличии этого паразитарного процесса свидетельствует зеленовато-белый налет на контактах, проводах, клеммах, контактах, словом, куда попала соль, кислота, щелочь и влага.

Электролиз невозможен без электричества. Иногда токи утечки по этой причине достигают 0,5 Ампер (500 миллиампер) и более. Если провода ухоженные, обработанные специальными составами, утечка по этой причине обычно не превышает 5 миллиампер.

8. Ток саморазряда АКБ

В принципе, это тоже ток утечки. Многие замечали, что возле клеммы аккумулятора образуется налет. Это тоже электролиз. Это приводит к разрядке аккумулятора. Также имеет место внутренний саморазряд, вызванный нарушением целостности пластин, качества электролита. Для старых аккумуляторов он может превышать токи утечки автомобиля.

Алгоритм поиска утечки

Чтобы найти утечку, нужно сначала снять аккумулятор и зарядить его от стороннего зарядного устройства до номинального напряжения. После установки на место необходимо, не включая зажигание, измерить ток, потребляемый бортовой сетью автомобиля. Если оно превышает допустимое значение, необходимо искать нестандартного потребителя. Для этого можно измерить ток на плюсовом проводе каждой нагрузки или просто отключить устройства по одному, проверить общий ток и определить вклад в него от каждого устройства. Таким образом можно обнаружить нагрузку, потребляющую избыточную мощность.

Если такой потребитель не обнаружен, необходимо запустить двигатель и измерить напряжение на генераторе. Оно должно быть в указанных выше пределах (и обязательно выше напряжения аккумулятора). Также полезно проверить направление тока — он должен идти от генератора и поступать в аккумулятор. Если нет, ищите причину. В первую очередь нужно визуально осмотреть контакты силовой цепи (это можно сделать с самого начала, при первом осмотре моторного отсека).

При обнаружении окисления или ржавчины на контактной поверхности снимите клеммы, удалите отслоившийся слой загрязнения. Плотный слой снимается напильником или наждачной шкуркой подходящей зернистости.

Если окисления нет или удаление не помогло, есть основания подозревать неисправность генератора. Фиксацию подшипников можно проверить самостоятельно, сложив ремень генератора и прокрутив ротор вручную. Он должен вращаться легко и равномерно, без блокировки и посторонних шумов. Перегорание диода иногда можно обнаружить визуально. Можно и мультиметром проверить — каждый диод отдельно.

Категорически не рекомендуется снимать или отключать аккумулятор при работающем двигателе для проверки работы генератора. Он выполняет роль своеобразного буферного элемента, защищающего оборудование автомобиля (в первую очередь электронное), сглаживая скачки напряжения, неизбежно возникающие при работе генератора. Для проверки устройства на стенде необходимо обратиться в сервисный центр.

Если все в порядке, попросите кого-нибудь нажать на педаль газа (а в автомобилях с тросовым проводом к педали газа можно увеличить скорость самостоятельно) и напряжение аккумулятора определить уровень. Оно должно подняться, но оставаться в пределах нормы. Если нет — повод продиагностировать генератор.

Затем нужно включить все потребители, которые обычно включаются при езде (музыка, свет и т.д.) и проверить общий расход. Если она выше нормы, необходимо принять решение об отключении некоторых из них или замене генератора на более мощный. 

Допустимая утечка тока в автомобиле (норма)

Если сложить все перечисленные причины при нормальной эксплуатации, то получится, что суммарный ток утечки в автомобиле может составлять до 250 миллиампер.

Норма может быть оценена, если утечка тока в автомобиле не превышает 0,2 Ампера (200 миллиампер).

Здесь мнения многих специалистов расходятся. Некоторые автоэлектрики отказываются от проверки на утечку тока до 0,5 Ампера. Другие считают, что допустимая утечка не должна превышать 100 миллиампер.

Но все специалисты едины во мнении: если ток утечки больше критического значения в 500 миллиампер (0,5 ампера), необходимо устранить причины этого, ведь последствия могут быть непоправимыми.

Видео — как измерить ток утечки в автомобиле мультиметром:

Возможные последствия

Одним из самых распространенных и безобидных последствий утечки тока в автомобиле является разряд аккумуляторной батареи во время стоянки.

Это легко вычислить. При значении 0,5 ампер за 10 часов стоянки течь «съест» 5 ампер часов заряда аккумулятора, за 100 часов — 50 ампер часов. Таким образом, за 4 дня стоянки течь «съедает» весь заряд аккумулятора.

Таким образом, когда вы оставляете автомобиль на длительную стоянку, вы можете примерно рассчитать, сколько времени продержится заряд аккумулятора, измерив ток утечки автомобиля. Чем ниже значение, тем дольше батарея будет держать заряд. Поэтому многие автолюбители снимают клемму аккумулятора при парковке.

Более серьезным последствием может стать выход из строя отдельных агрегатов. При токе 0,5 ампера потери мощности составят 0,5 х 12 = 6 Вт. Если он пропадет на элементе, например транзисторе или микросхеме в блоке управления, то он со временем нагреется и выйдет из строя.

Наиболее серьезным последствием является возгорание электрических проводов. Например, при токе утечки через проводник в 1 Ампер на нем рассеивается 12 Вт тока.

Сама по себе такая мощность не вызовет возгорания, но начнет плавиться изоляция проводника, что может привести к короткому замыканию в электрических проводах, в процессы войдут экстремальные токи, которые вызовут возгорание. Поэтому случаи самовозгорания автомобиля на стоянке не редкость.

Дополнительные признаки

Если под рукой нет мультиметра, наличие утечки тока можно оценить визуально ночью. Для этого выключите зажигание, все электрооборудование, откройте капот, закройте автомобиль, не включайте автосигнализацию.

Затем нужно отключить положительный полюс аккумулятора, подождать пять минут. После этого нужно подключить клемму аккумулятора. Если при подключении клеммы образуется большая искра, скорее всего, имеется утечка.

Примечание: искра все равно будет, так как при подключении терминала может временно включиться аварийное освещение и сигнализация.

Такую проверку можно сделать, если есть основной признак утечки тока: разряд батареи после кратковременной остановки. Критичным считается, если достаточно свежий аккумулятор разряжается после недели стоянки. Проверить это не всегда возможно, так как автомобиль находится в постоянной эксплуатации.

Еще одним признаком является наличие в машине посторонних шумов, треска, жужжания, искр при выключении электрооборудования.

Наличие посторонних запахов с привкусом дыма при посадке в машину утром после стоянки – серьезный признак неисправности. Если в автомобиле имеется большая утечка тока, то по законам сохранения энергии она может проявляться в виде механической, тепловой или световой энергии.

К сожалению, такими методами найти истинную причину практически невозможно. Вы должны использовать мультиметр. Автоэлектрики выявляют причины и устраняют утечку тока в автомобиле как комплекс ремонтных работ.

Как найти место утечки тока в автомобиле

В большинстве случаев причиной чрезмерного энергопотребления являются дополнительные устройства, количество которых в современных моделях часто зашкаливает. Поэтому поиск утечки нужно начинать именно с них. В первую очередь важно обратить внимание на устройства, которые установлены нештатно.

Как правило, заводская электроника хорошо защищена, поэтому проблемы с ней возникают только при значительных повреждениях, заметных невооруженным глазом. Однако это не касается нестандартных устройств, провода которых укладываются в любое доступное место.

Сам алгоритм поиска состоит из выполнения следующих действий:

  1. Измерьте ток амперметром и посмотрите, есть ли проблема.
  2. Визуально осмотрите электронику, начиная с «не родной». Особое внимание следует уделить частям, которые подвергаются механическим воздействиям. Например, в случае с сигнализацией это кнопки, активирующие и деактивирующие цепь при закрытии и открытии дверей.
  3. Если визуально определить проблему не удалось, следует перейти к более глубоким методам диагностики. Например, выключите блок, вынув предохранитель из каждой цепи, и понаблюдайте, искрят ли контакты при размыкании. Если да, то велика вероятность, что утечка тока именно в этом месте.
  4. После выделения проблемного участка провода нужно найти местонахождение цепи. Для этого нужно «прозвонить» каждую жилу мультиметром в режиме омметра для выяснения ее целостности. Величина сопротивления зависит от сечения измеряемого провода.

Самостоятельно определить точку вполне возможно, если уметь пользоваться мультиметром и уметь и обращать внимание по каким признакам искать проблемный участок.

Норма расхода тока в АКБ автомобиля

Некоторые приборы постоянно работают от электричества. Перечислим их:

  • видеть;
  • память для электронного блока управления;
  • общая противоугонная система;
  • сигнализация.

Эти устройства постоянно потребляют электричество. Память ЭБУ после сброса начинает работать и запоминает текущие настройки функций. Сигнализация начинает работать, как только вы оставляете машину на стоянке. Перечисленные автомобили полагаются на электроэнергию, поэтому они постоянно потребляют небольшое количество энергии.

Потребляемая мощность

Так как электрический ток используется многими автомобильными приборами, устанавливается коэффициент утечки тока. Этот показатель неизменен, его можно определить, сложив количество электроэнергии, потребляемой каждым устройством. Например, когда часы, сигнализация, мультимедиа в автомобиле постоянно потребляют энергию, то суммарная величина потребляемой мощности составит 24 мА (1 мА + 20 мА + 3 мА). Но если сложить количество электрического тока, потребляемого всеми приборами, работающими непрерывно, то получим значение от 50 до 80 мА.

Для справки, фара потребляет 500 мА, поэтому небольшой ток в 50 мА в автомобиле не разрядит аккумулятор.

Можно ли проверить ток утечки в автомобиле и узнать цену? Для этого его необходимо диагностировать, замерив потребляемый ток. Если окажется, что количество потребляемой мощности превышает нормативные показатели, нужно найти и устранить электрическую неисправность.

Пошаговая инструкция по проверке и измерению тока утечки

Итак, попробуем измерить ток утечки нашего автомобиля. Для этого нам понадобится мультиметр (тестер), способный измерять постоянный ток силой до 2–3 А. Вполне подойдет самая обычная и доступная китайская модель стоимостью 300 рублей.

Естественно мерить будем при выключенном зажигании, ключ вынут из замка. Снимаем один из наконечников с клеммы на аккумуляторе. В интернете идет нескончаемая битва с диванными специалистами: одни утверждают, что снимать наконечник надо исключительно с минусовой клеммы, другие только с плюсовой. Иначе «Все пропало, босс, клиент уходит, гипс снимается». На самом деле любой, кто хоть немного разбирается в электротехнике, скажет вам, что абсолютно никакой разницы. С какой клеммы удобнее сдергивать наконечник, с него и сдергиваем.

Выставляем мультиметр в режиме измерения постоянного тока на максимальный предел. В нашем случае (на фото выше) это 10 А, но все зависит от типа устройства. Главное, чтобы он был не ниже 1–2 А. В противном случае мультиметр наверняка выйдет из строя. Подключаем один щуп измерительного блока к клемме аккумулятора, другой к снятому наконечнику.

В момент подключения ток увеличивается — бортовой компьютер инициализируется, подключается к тому или иному оборудованию. Через 10-20 секунд все встанет на свои места, автомат «заснет» и по показаниям амперметра можно будет определить ток утечки.

Важно! В некоторых марках автомобилей при подключенном аккумуляторе ток может на короткое время превышать предел измерения мультиметра. Поэтому стоит снять наконечник, установить временную перемычку между наконечником и клеммой, подключить устройство и снять перемычку. Это убережет устройство от перегрузки.

Слишком большой ток покоя? Попробуем найти проблему. Откройте блок предохранителей. Не выключая амперметр, вытаскиваем по одному предохранители и контролируем изменение тока. Текущая линия убытка найдена? Сначала на аварийной линии проверяем концевые выключатели и патроны ламп.

Далее рассмотрим нестандартное оборудование. Его можно подключить любым способом, вплоть до прямого. Физически отключаем все левые навигаторы, регистраторы, плееры, фидеры внешних гаджетов. Если ток утечки все же слишком велик, следует взяться за провода.

Допустимые нормы

Утечку мы измерили, но какой ток утечки в автомобиле можно считать нормальным? Ведь, как мы выяснили, она все же присутствует. Энергия круглосуточно потребляется многими компонентами современного автомобиля. Чего бы ты хотел? В зависимости от марки и модификации автомобиля допустимый ток утечки может сильно различаться, но он не должен превышать 80 мА. Если ток, каким бы он ни был, не превышает этого значения, то можно с уверенностью сказать, что ток утечки в норме, машина исправна.

О чём следует помнить?

При проведении профилактических работ на аккумуляторе рекомендуем проверить ток утечки автомобильного аккумулятора. На современном автомобиле значение 15-75 мА является нормой при отключенных потребителях бортовой сети.

Если значение тока утечки значительно превышает норму, следует как минимум обратиться за консультацией к автоэлектрику. При наличии тестера и навыков обращения с ним проблемное устройство или неисправную проводку можно найти самостоятельно. Также рекомендуем прочитать о том, как проверить емкость аккумулятора.

В любом случае нельзя игнорировать ток утечки, превышающий норму. Ведь это может закончиться не только севшим аккумулятором, но и возгоранием перетершихся проводов. Будьте осторожны и удачи на дороге! Если у вас есть дополнения или отзывы к статье, пишите их в комментариях ниже.

Как производится проверка утечки тока в автомобиле мультиметром

При появлении первых признаков такой неисправности необходимо с помощью прибора проверить утечку тока в автомобиле.

Для этого подойдет обычный мультиметр с режимом измерения тока от 10 Ампер.

Последовательность проверки:

1. Перед проведением работ необходимо найти конструкцию предохранителей автомобиля. Это можно сделать, скачав инструкцию к автомобилю, задав соответствующий вопрос в поисковике. В некоторых автомобилях предохранители расположены на крышке блока предохранителей. Вы должны найти все места, где есть предохранители в машине.

2. Снимите положительную клемму аккумулятора. Зажигание и все электрооборудование автомобиля должны быть выключены. Некоторые специалисты рекомендуют следить за минусовой клеммой. Принципиальных отличий нет, цепь все та же. При контроле положительного полюса легче искать конкретную утечку.

3. Мультиметр переходит в режим измерения постоянного тока 10 А, щупы установлены в правильные разъемы. На щупы лучше надеть наконечники типа «крокодил.

4. Затем аккуратно присоедините плюсовой (красный) щуп к плюсовой клемме аккумулятора, минусовой к снятой клемме, которая идет к оборудованию автомобиля. Место этого соединения необходимо защитить от случайного контакта с кузовом автомобиля (можно просто временно изолировать ветошью), чтобы не было короткого замыкания.

как измерить ток утечки в автомобиле мультиметром

5. На цифровом дисплее мультиметра отобразится ток утечки. Если значение меньше 0,2 А, дальнейшую проверку можно не проводить. Если ток больше 0,5 Ампера, т.е критического значения, необходимо переходить к дальнейшим операциям.

В случае, когда значение находится в пределах от 0,2 до 0,5 ампер, решение о целесообразности дальнейших действий принимается самостоятельно. Если ток превышает верхний предел измерения (как показано на рисунке ниже), следует немедленно прекратить измерения и вызвать специалиста.

показания мультиметра

6. Если ток утечки в автомобиле больше критического значения, начинайте искать конкретную причину и ее источник.

Для этого требуется помощник. Он последовательно вытащит и вставит предохранители на прежние места. В это время «оператор» мультиметра должен проверить изменение показаний прибора.

Если показания изменяются незначительно (более чем на 5 %) при снятом предохранителе, то ток утечки через этот предохранитель практически отсутствует.

Правильнее для начала — включить мощными предохранителями, рассчитанными на большие токи. Это может ускорить процесс поиска. Обычно в цепочке предохранителей большого номинала имеется несколько предохранителей меньшего размера.

Если, например, при разборке предохранителя, отвечающего за блок управления кузовом, ток утечки значительно уменьшился, необходимо перейти к контролю мелких предохранителей, отвечающих за светотехнику, стеклоочистители, мойки и другие элементы кузовного оборудования.

Видео — поиск текущей течи в автомобиле:

Лучше всего таким образом перебрать все предохранители. Предохранители автосигнализаций обычно не устанавливаются на штатные места, они могут «висеть» рядом с основным блоком сигнализации.

Некоторые автоэлектрики используют изощренный метод контроля. Он не требует помощника.

7. Усложненный метод. В этом случае плюсовая клемма аккумулятора откидывается назад. Предохранители стоят по порядку. Щупы мультиметра устанавливаются в контакты снятого предохранителя, и проверяют ток через ту или иную цепь. Этот метод более трудоемкий, но точный.

8. После расшифровки всех цепей, по которым протекает ток по схеме предохранителей, перейти к определению конкретной причины утечки в этих цепях. Для этого требуется опыт работы с электрическими цепями транспортных средств. Наиболее распространенные причины:

  • провода короткого замыкания;
  • релейные палочки;
  • выход из строя электронных компонентов.

9. Чтобы временно устранить проблему с утечкой тока, можно оставить плавкий предохранитель на месте. Например, если причина протечки — неисправность автомагнитолы, можно выключить соответствующий предохранитель на стоянке.

Как пользоваться калькулятором подсчета тока утечки

Чтобы рассчитать, какой должна быть допустимая утечка, необходимо:

  1. Установите флажки, чтобы иметь стандартных потребителей. Отметим, что тюнинг мультимедийной и аудиосистемы, а также системы автономного управления двигателем не учитываются, так как единого значения потребляемого тока не существует.
  2. Уточните емкость установленного аккумулятора.
  3. Выберите относительный возраст аккумулятора (от него будет зависеть саморазряд, так как помимо спровоцированного и рабочего разряда есть еще электролитный и естественный).
  4. Нажав кнопку «Рассчитать» — в поле «Допустимый ток утечки» вы получите результат допустимого тока покоя.

После выключения зажигания потребление тока должно либо полностью прекратиться, либо быть минимальным, а на величину можно вообще не обращать внимания. Современные автомобили бизнес-класса легко могут с осени до весны простоять на холостом ходу, а завестись с пол-оборота. Чего не скажешь о других бюджетных иномарках. Наоборот, они страдают от чрезмерного тока покоя. Он способен разрядить батарею не только за месяц, но буквально за неделю (иногда даже за сутки).

За сколько времени ток утечки разрядит АКБ

В заключение кратко рассмотрим вопрос, насколько серьезна повышенная утечка тока для конкретного аккумулятора. К счастью, это можно рассчитать. Единственная проблема здесь в том, что не всегда можно узнать текущую реальную емкость аккумулятора. Ведь она неуклонно снижается с момента покупки. А при неправильном использовании через год-два может быть не более 15 — 25 ампер часов.

Поэтому для начала представим ситуацию, когда батарея новая. То есть его емкость составляет, например, 60 ампер-часов. Еще одно условие – аккумулятор должен быть полностью заряжен. Теперь возьмем большой ток утечки. Например, 5-кратная максимально допустимая скорость — 600 мА (или 0,6 А). Чтобы разрядить полностью заряженный аккумулятор 60 в ноль таким током, теоретически потребовалось бы 100 часов. Или около четырех дней.

А теперь представьте, что будет с той же батареей, но не полностью заряженной. Такое часто случается на автомобилях с проблемным генератором, реле-регулятором или когда мало ездят, и часто дергается стартер. Например, если аккумулятор оставили на стоянке только наполовину заряженным, то ток утечки в 0,6 А «съедает» его всего за двое суток.

Ну а в случае аккумуляторов, где от первоначальной емкости остались лишь крохи, даже небольшое превышение нормы тока утечки будет проблемой. Например, через 3 — 4 года неаккуратной эксплуатации в аккумуляторе остается 15 ампер часов. И даже меньше. Так он садится на ночь, когда есть превышение скорости утечки тока. Хотя гораздо чаще это происходит из-за неполной зарядки аккумулятора от генератора.

Нормальный ток утечки аккумулятора

Утечка тока относится к наличию тока, протекающего от шины питания к земле или к общему проводу. Известно, что пусковая цепь замка зажигания питается от шины 15. Шина 30 питает всю сеть автомобиля от положительного полюса аккумуляторной батареи. Выключение зажигания не влияет на энергопотребление других устройств. Проверка аккумулятора на утечку тока осуществляется измерением мультиметром и визуальным осмотром состояния проводов.

Поэтому при больших токах утечки потребители осматриваются поочередно с шины 30:

  • Автомагнитола — на исправной магнитоле утечка 10 мА.
  • Автосигнализация — охранное устройство потребляет ток до 200 мА в зависимости от марки. Есть обратная связь, трансивер, GSM, но современные системы минимизируют допустимый ток утечки аккумулятора.
  • Блок управления двигателем питается от шины 30, утечка составляет несколько миллиампер.
  • Климат-контроль, АБС, кузовной контроль и другие системы управления допускают суммарный ток утечки 10 мА.
  • Неисправный генератор полностью разряжает аккумулятор за 30 минут, в нормальных условиях утечка составляет несколько мА.
  • Влажные и грязные контакты создают электролитические токи, паразитные токи. При нормальном составе проводов и разъемов ток утечки составляет ок. 5 мА.
  • Саморазряд аккумулятора также является током утечки. Внутренний саморазряд вызван качеством электролита, сульфатацией, деградацией пластин и может превышать все остальные потери.

Норма тока утечки формируется с учетом всех потребителей в зависимости от марки автомобиля.

Ток утечки автомобильной АКБ — проверка, причины возникновения, устранение неисправности

Часто бывает такая ситуация, что вы подходите утром к своей машине, садитесь в нее и не можете ее завести.

Несмотря на то, что аккумулятор годный, свежий и прошлой ночью все было нормально, машина завелась и ошибок не было. Проблема может быть связана с протечкой батареи.

Это совершенно нормальное явление, которое присутствует на любом аккумуляторе, но уровень утечки не должен превышать определенных параметров.

При превышении аккумулятор может быстро разрядиться, что может стать неприятным сюрпризом, если машина простояла несколько дней и заряд упал до нуля.

В этой статье мы рассмотрим причины этой ошибки, методы диагностики и решения.

Что такое ток утечки, как он измеряется и нормальный показатель? Причины неисправностей и как их устранить? Это будет обсуждаться далее.

Нормальное значение тока утечки АКБ

В современном автомобиле есть много электрических устройств, которые так или иначе разряжают аккумулятор при выключенном двигателе. Это могут быть электронные часы, магнитола, бортовой компьютер, сигнализация и так далее. Они работают непрерывно и при правильном подключении, а также без сбоев не создают проблем с утечкой тока.

Ед изм Сила тока
Фара (одна лампа) 45-50 мА
Видеть 1-2 мА
Автомобильная сигнализация 18-25 мА
Стерео система 3-5 мА
Освещение приборной панели 2-3 мА
Внутреннее освещение 10-12 мА

Выше приведена сводная таблица энергопотребления отдельных агрегатов автомобиля. Как правило, допустимый ток утечки автомобильного аккумулятора в этом случае составляет 15-80 мА при полностью выключенных и отключенных штатных устройствах.

Мультиметр

Мультиметр


В первый момент после включения цепи, включая амперметр и остальную бортовую сеть, ток становится больше, составляя около 120-130 мА. Если мультиметр показывает что-то большее, это плохо. Вам предстоит залезть в сейф и поочерёдно давать команду «Fail out!» и вынимать их одного за другим. Если мультиметр показывает что-то большее, это плохо. Нужно залезть в блок предохранителей и поочерёдно давать команду «Fail out!», вынимать их по одному.

Подсоединяем провод от отрицательного полюса аккумулятора и в образовавшийся разрыв подключаем мультиметр. Двигатель, разумеется, должен быть выключен. При этом прибор тут же оживет и покажет количество потребляемой автомобилем электроэнергии на стоянке.

Основные причины повышенной утечки

Чтобы разобраться в причинах утечки, необходимо понять, что это такое и откуда берется.

Электрический ток в автомобиле делится на два вида: ток разряда и ток заряда. Каждый из них выполняет свою функциональную функцию. Ток разряда играет роль энергоснабжения аккумулятора, т.е выполняет важные процессы. А разрядный ток «опустошает» остатки ненужного электричества. Именно поэтому при слишком большом разряде заряд просто не успеет восполниться и быстро израсходуется. Следовательно, питание аккумулятора и автомобиля упадет или вообще не заведется. Специалисты делят утечку электричества на два вида:

  • зарядный ток слишком мал. Это означает, что в системе отсутствует электрический ток и произошла утечка;
  • слишком большой ток разряда. Это указывает на то, что система потребляет слишком много энергии.

Чтобы найти более понятную причину неисправности, нужно глубже вникнуть в ситуацию. Утечка может произойти по ряду причин.

АКБ не успевает заряжаться

Аккумулятор заряжается гораздо быстрее, если нет утечки. При сильной утечке электрического тока зарядка не успевает течь из-за того, что происходит быстрый разряд. Важнейшим элементом в электроснабжении всего автомобиля и электросистемы является генератор. Благодаря ему машина движется, а аккумулятор не разряжается. Сохраняя и преобразовывая энергию, динамо-машина сохраняет мощность, а это значит, что вы не расходуете аккумулятор, поэтому источник питания нужен только для запуска автомобиля. Тогда генератор берет на себя полную ответственность. Аккумулятор использует заряд, когда слишком много подключенных элементов. Например, освещение, звуковые системы, зарядные устройства для телефонов и другие. При высоких оборотах двигателя в системе возникает повышенное напряжение, а на холостых, наоборот, заниженное. Поэтому идеальная езда должна быть плавной, без резких торможений и ускорений. Конечно, в городских условиях это невозможно, при движении в городе рекомендуется отключать все лишние потребители. Больше всего батарею расходует мощность смартфонов или гаджетов. Некоторые водители выключают двигатель, когда находятся в пробке или на железнодорожном пути. Объясняют это тем, что экономится топливо. Да, в этом есть небольшая экономия, но при горячем двигателе автомобиля при пуске может генерироваться огромное количество тока. Если этот метод затемнения используется часто, расход заряда батареи увеличится. Короче разряд будет превышать заряд, и батарея не успеет зарядиться.

Неисправная проводка или генератор

Иногда неисправность может скрываться в самом генераторе. Он выдает недостаточное количество напряжения и этого недостаточно для правильной зарядки аккумулятора. Ошибки делятся на два типа:

  • выход из строя регулятора напряжения;
  • выпрямительный диод сгорел.

В таком виде распознать поломку не составит труда, если автовладелец разбирается в устройстве автомобиля. Вы должны проверить с дополнительными инструментами. После расчета поломки неисправную деталь необходимо заменить. При покупке обращайте внимание на технические характеристики некоторых предметов. Иногда возникают другие проблемы. Например, полная блокировка накопителя энергии. Определить такую ​​поломку можно на слух. При движении автомобиля вы услышите звук, похожий на свист из-под капота. Это означает, что ремень привода генератора проскальзывает. Если уже есть вопросы по работе аккумулятора, проверьте напряжение на клеммах автомобильного генератора. Еще одной проблемой может стать возникновение окисления контактов. Этот процесс значительно затрудняет прохождение электрического тока через всю аккумуляторную систему. Клеммы генератора больше всего страдают от этой неисправности, они оказывают наибольшее негативное влияние на весь автомобиль. Напряжение снизится и в результате батарея начнет быстрее разряжаться.

Ошибки при подключении различных приборов

Ошибки следующие.

  1. Любой гаджет или другое устройство подключается, когда движение слишком неровное. Напряжение все равно скачет при постоянной остановке автомобиля, а потом устройство расходует зарядку.
  2. Включено слишком много потребителей. К ним относятся: свет, аккумуляторное устройство, звуковая система, внутреннее освещение в автомобиле.
  3. Также не рекомендуется подключать энергоемкие устройства, если батарея чувствует себя слабо. Это сразу высосет остаток энергии и после поездки машина не заведется без подзарядки.

Большое потребление при выключенном зажигании

Многие автовладельцы часто оставляют свет включенным и выключают машину. Это происходит случайно, когда вы просто забыли об этом. Это приводит к тому, что энергия высасывается из аккумулятора, поскольку генератор не работает.

Иногда неисправность может заключаться в неправильном подключении аудиосистемы. Пища потребляется в больших количествах. Кроме того, аудиосистема может высосать всю энергию из старого аккумулятора и после короткого сеанса прослушивания не сможет завести машину.

Поэтому, чтобы не убить новый аккумулятор, лучше всего не забывать, что необходимо выключать свет и другие высокотребовательные устройства

Проверка с помощью амперметра

Для контрольных измерений лучше всего подойдет обычный мультиметр со встроенной функцией измерения тока. Цена самой простой бытовой модели сравнима со стоимостью аналогичной услуги на заправке, поэтому купить устройство проще – оно пригодится и для дальнейшего обслуживания автомобиля, и в хозяйстве.

Чтобы проверить утечку тока на автомобиле мультиметром, следуйте такому алгоритму:

  1. откройте капот.
  2. Воссоздайте точные условия при оставлении автомобиля на стоянке — выключите зажигание и все электроприборы, выньте ключ и закройте центральный замок. Не активируйте противоугонную сигнализацию – делайте это после подключения мультиметра.
  3. Открутите болт «плюсовой» клеммы аккумулятора и снимите разъем. Установите мультиметр на измерение постоянного тока, максимальное значение 20 ампер.
  4. Подключите «минусовую» клемму амперметра к снятому разъему, плюсовую клемму к клемме аккумулятора.
  5. Включите охранную сигнализацию и подождите 1-2 минуты, затем снимите показания со счетчика.

utechka_toka_zamer.jpg

Примечание. В различных моделях мультиметров максимальное значение измеряемого тока может составлять 10-50 А. Выберите режим, при котором прибор будет отображать целые, десятые и сотые доли ампера.

Если проверка на утечку тока дала результат в пределах 0,05 А (50 мА), проблему следует видеть в другом направлении – аккумулятор разряжен из-за износа или выхода из строя регулятора напряжения заряда. В противном случае приступайте к поиску потребителя энергии, руководствуясь приведенной ниже инструкцией.

Чтобы не снимать клемму с аккумулятора и тем самым не сбрасывать память контроллера, магнитолы и других устройств, используйте другой способ подключения амперметра:

  1. Тонким напильником зачистите клемму аккумулятора под разъемом на наличие окиси.
  2. Найдите оголенный медный провод, просуньте его под разъем, сделайте петлю и плотно затяните вокруг «плюсовой» клеммы.
  3. Подсоедините плюсовую клемму мультиметра к медному проводу, а минусовую клемму к съемному разъему.
  4. Откручиваем болт, отсоединяем разъем от клеммы и проводим замеры. Электрическая цепь не разорвется — амперметр проведет напряжение через себя и память контроллера не сотрет.