Система охлаждения ЗМЗ 406 инжектор: продуманные технологии от перегрева двигателя

Схема системы охлаждения ЗМЗ-406

Оно закрытое, жидкостное и состоит из стандартных узлов и элементов, которые входят в систему охлаждения любого другого двигателя. В систему входят термостат, радиатор, патрубки, рубашка охлаждения, помпа и другие элементы.

схема системы охлаждения ЗМЗ 406

Есть и другие детали. Это сливной кран на блоке цилиндров, радиатор отопления, клапан отопления и электродвигатель, блок подогрева газа, датчики температуры, вентилятор, термостатические клапаны.

Детали и запчасти: описание

Многие автолюбители знакомы с элементами системы охлаждения двигателя. Но новички не знают, из чего состоит этот агрегат и за что стихии, за что они часто бывают, наказаны судьбой. Итак, разберем назначение отдельных элементов системы охлаждения двигателя ЗМЗ 406.

Термостат

Термостат – это элемент системы охлаждения автомобиля, играющий роль клапана, перенаправляющего поток охлаждающей жидкости с малого на большой. Рабочая температура силового агрегата ЗМЗ 406 – 87 – 103 градуса Цельсия.

Когда автомобиль прогревается, термостат находится в закрытом состоянии, а значит двигатель прогревается быстрее и эффективнее. После того, как температура жидкости достигает 60-70 градусов, открывается термостат, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу и проходит через радиатор.

Термостат справа можно считать самой разрушительной частью системы охлаждения автомобиля. Часто это связано с тем, что узел заедает, а двигатель либо перегревается, либо не греется. Самым простым решением проблемы является замена поврежденной детали.

А — термостат закрыт; Б — термостат открыт

Водяной насос

Водяной насос или помпа обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Деталь находится в блоке цилиндров и приводится в движение приводным ремнем от коленчатого вала. Деталь имеет ресурс 100 000 км, но из-за некачественных запчастей может выйти из строя гораздо раньше.

Радиатор и вентилятор

Радиатор и вентилятор охлаждающей жидкости предназначены для обеспечения оптимального охлаждения двигателя. Сам радиатор охлаждается за счет противоточного потока воздуха, но летом этого недостаточно, и включается вентилятор.

Радиатор системы охлаждения на ЗМЗ 406 установлен алюминиевый с 3-рядной системой для обеспечения максимального охлаждения жидкости. Вентилятор приводится в действие автоматическим замыканием цепи с помощью датчика температуры, расположенного на блоке цилиндров.

Если двигатель имеет инжектор, электронный блок управления двигателем также включается в схему работы датчика-вентилятора. Датчик температуры охлаждающей жидкости вызывает множество проблем, связанных с работой двигателя.

Патрубки и водяная рубашка

Патрубки играют роль проводящего и связующего звена между различными элементами системы теплоносителя. Из-за неисправностей может произойти утечка охлаждающей жидкости, и двигатель просто начнет перегреваться.

Охлаждающая жидкость циркулирует по водяной рубашке в силовом агрегате, где поглощает тепло и относит его к радиатору. Из-за поломки этого элемента может возникнуть гидроудар.

Это связано с работой силового агрегата на воде, где возникает коррозия.

Важная функция расширительного бачка

Этот элемент представляет собой пластиковую деталь, которая обычно устанавливается вместе с усилителем тормозов. Подключается к патрубкам радиатора с соответствующими отводами. Также будут специальные метки, которые покажут предельно допустимый максимальный уровень, который должен быть у охлаждающей жидкости.

Система должна быть герметичной. За это отвечают вентили, расположенные в крышке того же бака. Оба клапана выполняют разные функции. Выхлоп следит за избыточным давлением в системе при прогретом двигателе, а впуск открывается при низком давлении (обычно это происходит при остывании двигателя).

Расширительный бачок обычно вмещает около десяти с половиной литров антифриза. Для его опорожнения предусмотрены специальный кран и заглушка.

Системы охлаждения ЗМЗ 406 инжектор

Сборочные детали системы охлаждения двигателя ЗМЗ-406

Система охлаждения ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 18) жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией.

Рис. 18. Схема системы охлаждения двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 — кран блока цилиндров; 2 — радиатор отопителя; 3 — кран отопления; 4 — двигатель; 5 — газовая трубка; 6 — термостат; 7 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 8 — датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости; 9 — электровентилятор; 10 — радиатор, 11 — пробка расширительного бачка; 12 — расширительный бачок; 13 — кран слива радиатора; 14 — датчик включения электровентилятора; 15 — водяной насос

Система охлаждения состоит из водяной рубашки в блоке цилиндров и ГБЦ, водяного насоса, термостата, радиатора, расширительного бачка, электровентилятора, кранов, датчиков температуры охлаждающей жидкости, перегрева охлаждающей жидкости и навинчиваемого электровентилятора, пробки расширительного бачка,

В систему также входит радиатор ЗМЗ-406 отопителей кабины ГАЗ-3110 Волга и Газель-3302.

поддержание правильного температурного режима двигателя оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя и эффективность его работы.

Оптимальная температура охлаждающей жидкости 80-90°С поддерживается автоматическим термостатом и электровентилятором, который включается на вытяжку через реле управления электровентилятором при достижении температуры охлаждающей жидкости 92°С.

Электровентилятор работает до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не упадет до 87°C. В холодное время года также используется крышка для поддержания оптимальной температуры охлаждающей жидкости, которая устанавливается на облицовку радиатора.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов ЗМЗ-406 имеется указатель температуры, датчик которого вкручен в корпус термостата.

Кроме того, на комбинации приборов имеется сигнальная лампа, загорающаяся при повышении температуры жидкости до 104-109 °С.

Датчик сигнальной лампы также вкручен в корпус термостата. Если лампочка горит, немедленно остановите двигатель, выясните и устраните причину перегрева.

Термостат двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 19) с твердым наполнителем, двухклапанный, типа ТС 107-01 расположен в корпусе, установленном на выходе из цилиндра головка и соединены шлангами с водяным насосом и радиатором.

Рис. 19. Принцип работы термостата ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

А — термостат закрыт; Б — термостат открыт

Главный клапан термостата ЗМЗ-406 начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 78-82°С. При температуре 94°С он полностью открыт.

При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-406 циркулирует, минуя радиатор, через открытый вспомогательный термостатический клапан внутри рубашки охлаждения двигателя.

Когда основной клапан полностью открыт, вспомогательный клапан закрывается, и вся жидкость проходит через радиатор охлаждения.

Отопитель кузова подключен параллельно радиатору ДВС ЗМЗ-406, и термостат не отключает его от двигателя. Поэтому при прогреве двигателя не открывайте заслонку воздухозаборника и не включайте двигатель отопителя.

Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, а также включает и выключает циркуляцию жидкости через радиатор.

В холодную погоду, особенно при малой нагрузке на двигатель, почти все тепло отводится в результате обдува двигателя холодным воздухом, и охлаждающая жидкость не циркулирует через радиатор.

Насос ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 20) центробежного типа. Он расположен и закреплен на крышке цепи.

Рис. 20. Водяной насос (помпа) ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 — ступица; 2 — держатель; 3 — корпус; 4 — сальниковая коробка; 5 — рабочее колесо; 6- контрольное отверстие выхода охлаждающей жидкости; 7- рулон с запасом

Подшипник 7 отделен от охлаждающей жидкости самоуплотняющейся сальниковой коробкой 4 неразборной конструкции, внутри которой размещены втулка и уплотнительный диск.

Жидкость, просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает через контрольное отверстие 6, которое необходимо через определенные промежутки времени прочищать.

Перемещению подшипника препятствует обойма 2, которая завинчивается до упора и центрируется.

Подшипник заполняется смазкой при сборке, в процессе эксплуатации дополнительная смазка не требуется. Ступица 1 и рабочее колесо 5 напрессованы на вал подшипника.

Патрубки и рубашка охлаждения

Трубки выполняют роль проводящего и связующего звена между разными частями системы охлаждения. Из-за изношенных патрубков антифриз может уйти из системы и двигатель перегреется.

модернизация системы охлаждения ЗМЗ 406

Антифриз циркулирует по рубашке охлаждения в блоке и поглощает тепло. Затем жидкость выбрасывается через него в радиатор. Из-за обрушения рубашки охлаждения может возникнуть гидравлический удар. Это очень опасное явление для любого двигателя внутреннего сгорания.

Принцип действия

Выше уже было рассмотрено, как устроена система охлаждения инжекторного ЗМЗ-406. Но не лишним будет ознакомиться с принципом работы подробнее.

Камеры сгорания окружены рубашкой, через которую проходит антифриз, антифриз или вода. Все эти жидкости забирают тепло и передают его радиатору, откуда тепло передается в атмосферу. Жидкость постоянно циркулирует во время работы и таким образом поддерживает оптимальную температуру двигателя. Антифриз, антифриз и вода в процессе эксплуатации образуют накипь, которая может серьезно нарушать работу всей системы в целом.

Вода в принципе не может быть чистой – в ее состав входят соли, различные примеси и агрессивные вещества. При повышении температуры все это может осаждаться и образовывать отложения в системе охлаждения. Антифризы не образуют известковый налет, а разрушаются в процессе эксплуатации. Продукты распада не лучшим образом воздействуют на механизмы.

Возможности для тюнинга

Различные заводские неисправности приводят к модернизации системы охлаждения ЗМЗ-406 владельцами и водителями. Существуют различные возможности улучшения системы. Такой тюнинг значительно облегчит жизнь.

система охлаждения ЗМЗ 406

Таким образом, вы можете принудительно включить вентилятор радиатора с индикацией. Напряжение подается на электродвигатель. Здесь же можно поменять разъемы для подключения блока вентиляторов. Кроме того, многие устанавливают электрический насос, который прокачивает антифриз через духовку. Вы можете заставить электрический насос включаться с помощью вентилятора.

С помощью этих доработок можно получить максимальную температуру двигателя 97 градусов. Если включать вентилятор вручную, особенно в пробках, есть большой запас по мощности обогрева. Система охлаждения ЗМЗ-406 будет работать исправно и двигатель не будет перегреваться.

система охлаждения двигателя ЗМЗ 406 инжектор

Некоторые владельцы считают электровентилятор ненадежным и уходят от этого решения. Например, можно установить принудительное охлаждение, приводимое в действие насосом. Надежность выше, чем у электрического аналога. Эта система применялась на ЗМЗ-402 и на газелях. Если вам необходимо модернизировать инжекторную «Газель», то достаточно установить вентилятор системы охлаждения на карбюратор ЗМЗ-406. Но еще нужен насос.