Зимние шины – когда менять, как выбирать и хранить шины

Содержание
Виды зимней резины
Зимние шины можно разделить на три типа, каждый из которых подходит для определенных дорожных и климатических условий.
«Европейские» шины: рассчитаны на «мягкую» зиму. Такие покрышки лучше цепляются за твердое покрытие, но если дорога покрыта снегом, машина будет плохо слушаться руля. «Европейка» подходит для крупных городов, где регулярно чистят дороги и обрабатывают реагентами.
«Скандинавские» шины: предназначены для более тяжелых условий с постоянным снегом или льдом на дороге. Такие покрышки лучше сцепляются с гладкими поверхностями. Мягкий протектор словно цепляется за дорогу, цепляясь за неровности — за это резину прозвали «липучкой». На асфальте же такая резина хуже сбрасывает скорость и реагирует на повороты руля. «Скандинавский» подходит для северных регионов России и Сибири.
Шипованная резина: самый радикальный вариант зимней резины, подходит для езды по рыхлому снегу. Протектор имеет металлические шипы, которые «вгрызаются» в гладкую поверхность. Благодаря этому автомобиль приобретает больше управляемости на ровных дорогах, но тормозной путь на асфальте увеличивается. Ботинки с шипами подходят для среднестатистической российской зимы – будь то европейская часть страны, Урал или Сибирь.
При какой погоде нужно менять резину на зимнюю
В России зимний период вождения автомобиля намного длиннее календарной зимы. Обычно он длится с ноября по март, а в некоторых регионах страны может меняться. Менять шины с летних на зимние рекомендуется при температуре воздуха ниже +7°С.
Если среднесуточная норма с учетом ночного охлаждения стала ниже, ездить на летней резине рискованно. В летних шинах используются шины, не предназначенные для низких температур. На морозе “дубеет”, что приводит к снижению тяги.
При какой температуре рекомендуют ставить зимнюю резину?
Шиномонтажники рекомендуют переобуваться на зиму при устойчивой среднесуточной температуре ниже +5…+7⁰С, либо накануне первого гололеда. Некоторые автомобили даже подскажут, когда пора надевать зимнюю резину – на приборной панели появится индикатор в виде «снежинки», который предупреждает о возможном обледенении дороги.
Изучив историю погоды в Подмосковье за последние 5 лет, мы пришли к выводу, что в эти годы оптимально было бы менять шины в двадцатых числах октября. Например, вот первые дни с отрицательными температурами в Москве за последние годы:
- 09.11.2020;
- 29.10.2019;
- 27.10.2018;
- 22.10.2017;
- 24.10.2016.
Если вы живете в средней полосе России и не хотите рисковать в ожидании начала этой зимы, то переобувайтесь в конце октября – начале ноября.
Когда менять резину на зимнюю по закону
Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» летние шины (без маркировки M&S) можно эксплуатировать с марта по ноябрь, зимние шипованные шины (с маркировкой M&S) – с сентября по май, зимние нешипованные шины (с маркировкой M&S)) – круглый год. Условия запрета эксплуатации могут быть изменены региональными органами власти государств-членов Таможенного союза.
За использование летней резины в зимнее время года водителям грозит штраф в размере 500 рублей. Если раньше можно было монтировать разные шины попарно на две оси, то теперь следует использовать зимний комплект с одним и тем же колесом, включая запаску. Соответствующие изменения были приняты в 2023 году.
На что обращать внимание при смене резины на зимнюю
Перед установкой рекомендуется проверить шины у специалистов. Вы можете самостоятельно проверить протектор – по закону протектор зимней резины не должен быть меньше 4 мм. Некоторые шины имеют специальный индикатор износа: цифры, размещенные на центральной канавке протектора, по мере износа стираются.
Кроме того, резину следует проверить на наличие трещин, сколов, вмятин или других повреждений, таких как удары бордюра. Также следует обратить внимание на ровность протектора: если так называемая плечевая зона изношена больше, чем внутренняя или центральная канавка протектора, рекомендуется регулировка колеса.
При использовании шипованных шин следует обращать внимание на состояние шипов: если вылетело большое количество шипов, резину следует заменить. Если нет возможности купить новый комплект, можно сделать дополнительные шипы или шипы из колес. Процедура предполагает установку основных или дополнительных шипов в шину. В старые гнезда устанавливаются ремонтные шипы меньшей высоты и большего диаметра. Шипование не должно производиться при толщине протектора менее 0,4 см, наличии отверстий в технологических отверстиях под шипы, а также при эксплуатации шин более трех лет.
К преимуществам шиповки относятся улучшенный контроль над автомобилем, улучшенное сцепление с дорогой, сокращенный тормозной путь и более легкое вождение на обледенелых дорогах. Однако у этой процедуры есть и недостатки. После ошиповки машина становится шумной, колеса вибрируют, теряется плавность хода, а сами покрышки быстрее изнашиваются.
Советы экспертов о замене зимней резины
Из года в год времена года наступают в разное время, что сбивает с толку автовладельцев. Многие водители при замене шин зависят от конкретных погодных условий. Так что специалисты рекомендуют снимать зимнюю резину в то время, когда температура выше +7 градусов. Хорошо, когда среднесуточные показатели достигают +10 градусов. В это время минимизируется риск ночных заморозков, а значит, можно установить летнюю резину, которая прослужит до августа, а то и до октября.
По статистике 2019 года автовладельцы начали менять шины на летнюю резину в апреле. Пик обращений в шиномонтажные пункты пришелся на выходные 14-15 часов. В 2022 году этот срок сдвинулся на неделю, так как зима была достаточно снежной. В 2020 году переобуться можно было в марте. Зима была небогата на осадки, а температура в ряде регионов в конце февраля поднялась выше +5 градусов.
В целях экономии некоторые автоэксперты рекомендуют заменить колесо в сборе. Это поможет избежать повреждения обода и корда при хранении в летние или зимние месяцы, а также снизит затраты, так как посещения шиномонтажных мастерских будут намного реже.
Когда ставят зимнюю резину по правилам ПДД 2023
Правила дорожного движения на территории Российской Федерации подразумевают смену летней резины на зимнюю до строго установленной даты – 1 декабря. При этом надо понимать, что условия для отдельных регионов могут быть пересмотрены в сторону увеличения.
Поэтому необходимо ориентироваться, в каком месяце следует производить замену шин по распоряжениям региональных властей и погодным условиям.
Рекомендации по выбору зимней резины
При выборе зимней резины в первую очередь необходимо обращать внимание на дату изготовления. Рекомендуется покупать шины, дата выпуска которых не старше 2-3 лет. В противном случае есть риск споткнуться о шины, резиновый состав которых потерял свои свойства. Дата производства указана на этикетке и зашифрована набором из четырех цифр после символа DOT. Например, DOT XXXX XXXXX 3512 — первые две цифры обозначают номер недели года, вторые — год изготовления.
Кроме того, важными параметрами являются индексы скорости и нагрузки, а также размеры шин. Размер шин необходимо выбирать в соответствии с рекомендациями производителя транспортного средства. Нестандартность может негативно сказаться на управляемости и комфорте, исказить показания спидометра или задеть элементы кузова или подвески. Обозначение типа 195/65 R16 82T на этикетке содержит информацию о размерности шины, т.е диаметре, ширине и высоте протектора. В данном случае 195 — ширина протектора в миллиметрах, 65 — отношение высоты протектора к ширине в процентах (высота шины составляет 65% от 195 мм, то есть 127 мм). R — тип шины (радиальная), 16 — диаметр обода в дюймах.
Стоимость шин также играет немалую роль при покупке. Не рекомендуется покупать слишком дешевые шины, ведь от этого зависит их качество.
Какую резину лучше ставить на зиму: шипованную или липучку
Существует большое количество прицепов обеих модификаций резины, предназначенных для зимнего сезона. Сейчас на рынке обилие производителей, выпускающих сезонные шины, среди них бренды Viatti, Michelin, Pirelli и Yokohama – все они выпускают оба типа протектора.
Следует выяснить, в чем суть спора и начать с преимуществ и недостатков скандинавских, европейских шин.
- Застежка-липучка. Шины с подобным протектором подходят для городских условий, где нет сильных снегопадов и серьезных переездов. Шины рекомендованы для эксплуатации в комфортных условиях вождения. Они отличаются хорошим сцеплением на рыхлых поверхностях, умеренными акустическими эффектами и хорошей мягкостью. Среди минусов выделяется слабая прозрачность в глубоком снегу и на ледяной корке.
С шипами. Модификацию можно использовать для сельской местности или небольших городов, где много осадков, переменная температура и плохо убираются дороги. Для таких покрышек не страшны глубокие завалы, гололед и укатанные колеса. К недостаткам можно отнести высокую шумность, большой вес и возможность потерять часть шипов на голом асфальте.
Таким образом, какие шины лучше решать каждому автолюбителю лично. У обеих версий есть свои преимущества и недостатки, а где будет наибольшее преимущество, покажет тип местности и стиль вождения.
Как хранить колеса?
Шины следует хранить в прохладном, темном и сухом помещении с вентиляцией, избегать контакта с бензином и маслом.
Собранные колеса лучше подвесить за диски или сложить горизонтально друг на друга, предварительно опустив до 1 атм. Шины без дисков имеют место на стенде. Поставьте их вертикально рядом.
Правильное хранение поможет вашим шинам оставаться в форме к следующему сезону.
Советы по переобувке и эксплуатации
6 способов сэкономить на шиномонтаже
- Заранее проверьте состояние зимней резины. Обратите внимание на защитника. Зимой запрещается использовать шины с остаточной глубиной протектора менее 4 мм (штраф 500 рублей по статье 12.5 КоАП РФ).
Определить возраст шин (последние 4 цифры кода DOT, первая пара которых обозначает номер недели, а вторая – год изготовления). Со временем резина теряет свои свойства, поэтому зимой лучше не использовать покрышки старше 10 лет.
Если шины шипованные, оцените состояние и количество оставшихся шипов. Потерять несколько штук не страшно. При потере более 10% будет заметно ухудшение сцепления со льдом. «Критическое» значение равно 50% — если «шипов» осталось меньше половины, удовлетворительного удержания на льду уже не будет. - Не экономьте на безопасности. По правилам на одну ось можно ставить только одинаковые покрышки (размер, модель и так далее). Кроме того, если вы предпочитаете шипы, все четыре колеса должны быть с шипами. Штраф за нарушение небольшой (штраф 500 рублей по статье 12.5 КоАП РФ), гораздо страшнее попасть в ДТП.
- Вращайте колеса, чтобы добиться равномерного износа шин, тем самым продлевая срок службы. Кроме того, шины с одинаковой глубиной протектора комфортнее и безопаснее. Особенно в сложных погодных условиях. Например, наиболее изношенные шины более склонны к аквапланированию.
Инструкция по самостоятельной замене шин
Подготовьте колеса, проверив давление и определив место установки для каждого. Для «направленных» шин стрелка рядом с надписью «Rotation» на боковине подскажет, в каком направлении должно вращаться колесо при движении вперед. Комплект таких шин в сборе с дисками содержит два «правых» и два «левых» колеса. «Ненаправленные» и «асимметричные» готовы занять любую позицию. Правда, последние требуют правильной сборки — их лицевая (внешняя) сторона маркируется словом «Снаружи».
Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности. Затяните ручник, включите первую передачу на «механике» или парковочный режим в автомате. Установите блоки, если это возможно. Снимите инструмент и ослабьте болты (гайки) на пол-оборота.
Поднимите автомобиль домкратом так, чтобы колесо было на 1-2 см выше дороги. Выкрутите и поменяйте колесо. Затяните болты (гайки) и затяните их хорошо, но без фанатизма – не нужно прыгать на “воздушном шаре.
Какую резину ставить на зиму: шире или уже
Также много споров ходит о том, какой ширины ставить шины на зиму. А по результатам независимого тестирования можно сказать — здесь размер имеет значение.
В России проводились замеры основных показателей шин в размерах 205/55 R15 и 255/55 R15 от одного популярного бренда. Результаты были неясны. На ледяном насте лучшие показатели показала более крупная модель, а на снегу впереди оказалась версия с уменьшенной шириной.
Более подробно результаты вы можете увидеть в таблице.
Пытаться | Значение индикатора | |
205/55 Р15 | 255/55 Р15 | |
Разгон до 50 км/ч, сек снег/лед | 3,6/3,8 | 3,6/3,5 |
Торможение на твердом снегу/льду, м | 27,1/17,9 | 28,9/17,6 |
Разница обусловлена конструктивными особенностями моделей. Широкий склон лучше ведет себя на льду – длинные ламели сильнее цепляются за гладкие поверхности. Узкая модель показала впечатляющие результаты на утрамбованном снегу, потому что ей легче продавливать полотно. Функция дает преимущество на рыхлых поверхностях (как ни странно).
Как правильно установить зимние шины на автомобиль
На первый взгляд, установка зимней резины на автомобиль – простая задача, не требующая специальных знаний. Если копнуть глубже, всплывают детали.
Асимметричные шины имеют две стороны и каждое направление, даже если индикатор протектора не виден. На боковые стенки такого изделия наносится маркировка INSIDE и OUTSIDE. В расшифровке на “человеческом языке” – Внутреннее – это внутреннее, а Внешнее – это внешняя часть изделия.
Если шины неправильно установлены на дисках, ходовые качества снижаются. Так как продукт работает неправильно, увеличивается тормозной путь, появляются пробуксовки сцепления даже на хорошо убранной дороге.
Для обеспечения правильной установки рекомендуется следовать инструкциям.
- Шины с направленным протектором монтируются таким образом, чтобы при взгляде сверху условная стрелка на рисунке указывала направление движения автомобиля.
При наличии ненаправленного (асимметричного) протектора монтаж осуществляется по маркировке INSIDE и EXIDE.
Другими словами, 90% колес имеют только одну сторону. Если вы установите шину на автомобиль задом наперед, продукт не будет работать должным образом.
Правило актуально для всех автомобилей, от ГАЗ Соболь до Toyota Camry и Range Rover.
Последствия несвоевременной замены зимней резины
Помимо штрафов, владельцев медленных транспортных средств ждет множество негативных последствий. Если вы используете зимнюю резину летом, вы можете столкнуться со следующими проблемами:
-
быстрый износ протектора;
-
повышенный расход топлива;
-
плохая управляемость автомобиля на сухой дороге.
Летние шины зимой увеличивают риск попасть в аварию. Эти шины не предназначены для езды по льду и снегу, они моментально буреют даже в легкий мороз и теряют сцепление на мокрой и сухой дороге.
Мощный автомобиль может компенсировать негативные последствия установки неподходящих шин, но все же правильные шины помогут не только повысить уровень безопасности, но и раскрыть весь потенциал автомобиля.
Что касается штрафов за неправильно подобранную резину, то они небольшие. В большинстве случаев можно отделаться предупреждением. Однако инспектор ГИБДД может наложить и штраф в размере 500 рублей.
Сколько лет можно использовать комплект зимней резины
Средний срок службы зимних шин составляет шесть сезонов, после чего рисунок протектора покрывается различными трещинами, куда начинают проникать химические вещества и разрушать внутренние слои и каркас шины. Если в резине были проколы, ее нельзя использовать более двух сезонов.
Эффективность шин зависит от производителя: европейские годятся для эксплуатации около 50 тысяч или 60 тысяч километров, а отечественные – 20-40 тысяч километров. Китайцы могут прослужить вам от 50 до 80 тысяч километров, что является очень хорошим результатом.
Лучшее время для покупки зимней резины – август-сентябрь. Именно в эти месяцы ажиотаж вокруг покупки летней резины спадает, а склады заполняются выбором шин на липучках и шипованных шин.