Сколько лет должен работать автомобильный аккумулятор: продлеваем срок его службы

- Срок службы АКБ автомобиля по ГОСТу
- Регулярно чистите клеммы от налета
- Что чаще всего сокращает срок жизни автомобильного аккумулятора?
- Какой срок эксплуатации аккумулятора автомобиля считают нормальным
- Средний срок службы аккумуляторов разных типов
- Средний срок службы АКБ популярных марок
- Плотность электролита
- Контрольно-тренировочный цикл
- Как увеличить срок эксплуатации АКБ?
- Регулярный осмотр
- Типы современных АКБ
- Способы продления срока службы аккумулятора
- Профилактика состояния клемм
- Аккумулятор: причины неполадок и их устранение
- Что влияет на срок службы АКБ
- Подготовка батареи к зарядке и меры предосторожности
- Обслуживание аккумулятора
- Факторы, сокращающие срок службы АКБ
- Гарантия
- Восполняйте уровень электролита
- Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля?
- Грамотная зарядка аккумуляторной батареи
- Действия при разряженном аккумуляторе
- Продление срока службы аккумулятора
- Электрическая проводка автомобиля
- Признаки непригодного для эксплуатации аккумулятора
- Обслуживать или платить?
- Эксплуатация в зимнее время
- Заряжать аккумулятор нужно правильно
- Длительный простой
Срок службы АКБ автомобиля по ГОСТу
Согласно ГОСТ 959-2002 свинцовые аккумуляторы способны работать не менее одного года при условии их пробега 150 тыс км. При пробеге менее 90 тысяч километров срок службы устройства достигает 2 лет. Средний срок службы необслуживаемых аккумуляторов при пробеге не более 150 тыс км составляет 4 года.
Регулярно чистите клеммы от налета
Клеммы аккумуляторной батареи необходимо очистить от отложений электролита. Налет образуется из-за паров жидкости, поднимающихся наружу через микротрещины на корпусе. Микротрещины возникают из-за плохого крепления аккумулятора к крышке. Что делать? Зачистите клеммы мелкой наждачной бумагой и обработайте раствором нашатырного спирта.
Для восстановления емкости аккумулятора рекомендуется десульфатация. Это достигается за счет серии циклов разряд-заряд. В результате этих электрохимических реакций полностью растворяются крупные сульфаты цинка. Мы не рекомендуем выполнять эту операцию новичкам, так как для ее успешного выполнения нужно обладать специальными знаниями и навыками.
Что чаще всего сокращает срок жизни автомобильного аккумулятора?
- Испарение электролита. В процессе эксплуатации автомобиля, особенно летом, когда под капотом особенно жарко, из электролита испаряется вода. В результате уровень электролита падает и обнажаются пластины аккумулятора. Это очень быстро приводит к их сульфатации;
- Аккумулятор не заряжается постоянно. Такая ситуация наблюдается при коротких поездках и большом количестве потребителей тока в автомобиле;
- Низкая плотность электролита. При низкой плотности электролита он может просто замерзнуть на морозе. Это грозит тем, что пластины в банках станут кривыми. В этом случае аккумулятор сразу отправляется на свалку;
- Неправильная проводка в машине. Неисправности во встроенной сети автомобиля значительно сокращают срок службы автомобильного аккумулятора;
- Небрежная эксплуатация. Незакрепленное или плохо закрепленное использование аккумулятора может привести к удару, опрокидыванию и т д. В результате корпус, клеммы или короткое замыкание могут быть повреждены.
Какой срок эксплуатации аккумулятора автомобиля считают нормальным
Сколько прослужит аккумулятор, зависит от его качества, типа технологии производства, типа вождения (бездорожье или ровные городские дороги). Самые простые батарейки (не дорогие) могут прослужить несколько лет. Более дорогие современные гибридные или гелевые модели могут работать от 5 до 9 лет.
Средний срок службы аккумуляторов разных типов
Современные автомобили оснащены такими устройствами:
- свинцово-кислотный. Классика, которой уже несколько десятков лет. Уже за 4 месяца эксплуатации в них теряется половина емкости. Их долговечность зависит от качества конструкции, производителя, условий эксплуатации. В среднем устройство способно работать от 1 до 4 лет. Эти модели не выдерживают глубоких разрядов и высокого напряжения;
- гель. Самые надежные и способные прослужить автомобилистам от 7 до 9 лет. Они характеризуются массой преимуществ, высокими техническими характеристиками. Но их недостаток – высокая цена;
- кальций. Они неуправляемы, боятся глубокого разряда. Могли прослужить владельцам 4-7 лет. Отличаются высокими техническими качествами;
- Генеральная Ассамблея. Несмотря на высокую стоимость, они полностью оправдывают себя долгим сроком службы до 6 лет. Но боятся полной разрядки и перезарядки;
- гибридный. Он также отличается долговечностью и способен функционировать ок. 7 лет.
Средний срок службы АКБ популярных марок
Срок службы батареи зависит от марки. Дешевые устройства считаются самыми ненадежными и недолговечными. Автомобильные аккумуляторы лучше покупать таких марок:
- Бош. Они считаются самыми надежными, имеют высокие технические характеристики. На них распространяется пожизненная гарантия от производителя. Прослужил 6-10 лет;
- Ракета. Корейские товары высокого качества. На них распространяется гарантия от 1 до 3 лет. Средний срок службы устройства 4-5 лет;
- Акком. Хороший бренд, дающий гарантию на продукцию от 1 до 2 лет в зависимости от модели. Средняя продолжительность их жизни составляет 4-6 лет;
- Ждать. Проверенный бренд, выпускающий качественный товар, способный безотказно работать от 6 до 8 лет при правильных условиях эксплуатации;
- Титан. Компания выпускает широкий ассортимент аккумуляторов с высокими техническими характеристиками. Может работать непрерывно до 6 лет;
- Зверь. Компания производит необслуживаемые аккумуляторы с гарантией 36 месяцев.
Плотность электролита
Заряженный автомобильный аккумулятор имеет плотность электролита 1,27 г/см. Этот показатель уменьшается пропорционально уменьшению заряда аккумулятора. Плотность электролита рекомендуется проверять через некоторое время после максимальной зарядки.
Плотность является решающим фактором в вопросе морозостойкости батареи. При значении 1,21 г/см температура замерзания электролита составляет -32С, при 1,13 г/см — -9С. Параметр плотности подлежит контролю, особенно зимой.
Контрольно-тренировочный цикл
Выше было сказано о необходимости периодического проведения контрольного тренировочного цикла (ЦКИ) батареи. Опытные специалисты утверждают, что для продления срока службы батареи эту процедуру необходимо проводить раз в год. Что это?
Такой цикл включает в себя полный заряд, контролируемый разряд аккумулятора. После этого аккумулятор снова полностью заряжается. Перед выполнением CTC снимите аккумулятор с автомобиля. Проводится полная зарядка, после чего измеряется плотность электролита. Для этого есть ареометр. Стоимость в магазинах около 100 рублей. Требуемое значение – 1,27 г/куб.см.Если плотность выше этого значения, в стаканы добавляется дистиллированная вода, а при ниже – готовый электролит (предварительно необходимо выбрать старый).
После полного заряда осуществляется управляемый разряд. Для этого собрана схема разрядного блока.
Для этого потребуется реостат сопротивлением 4-6 Ом, а также амперметр и вольтметр для контроля процесса разряда. Процесс слива осуществляется в так называемом 10-часовом режиме. В этом случае ток устанавливается равным 9 процентам от емкости аккумулятора. Например, для аккумулятора емкостью 62 Ач это значение будет примерно равно 5,6 ампер. Этот разрядный ток необходимо поддерживать до тех пор, пока напряжение батареи не упадет до 10,3 вольта. Дальнейшее снижение напряжения не рекомендуется. Если измерить падение напряжения до 10,3 вольта и умножить на ток разряда, то получится реальная емкость вашего аккумулятора. Если нет возможности собрать разрядный блок, можно просто подключить параллельно аккумулятору автомобильную лампочку подходящего тока, и мультиметром проверить ток и напряжение.
После разрядки аккумулятора немедленно зарядите его. При этом зарядный ток не должен превышать 10 процентов от номинальной емкости аккумулятора. Во время зарядки напряжение на клеммах аккумулятора не должно превышать 15,5-16 вольт. Некоторые опытные аккумуляторщики рекомендуют заряжать аккумулятор в течение 12 часов при токе 10 процентов от номинальной емкости, затем уменьшать вдвое и оставлять еще на 12 часов. Так аккумулятор получит максимальную емкость. Если регулярно проводить такой контрольно-тренировочный цикл, можно значительно продлить срок службы автомобильного аккумулятора. Здесь стоит отметить, что такой цикл не рекомендуется для кальциевых аккумуляторов. Глубокий разряд для них не рекомендуется. Несколько таких разрядов и их можно отправлять на утилизацию аккумуляторов.
Как увеличить срок эксплуатации АКБ?
Перечисленных выше проблем можно избежать, регулярно осматривая аккумулятор и принимая профилактические меры. Как правило, это не занимает много времени.
Итак, что нужно сделать, чтобы продлить жизнь автомобильному аккумулятору:
- Частота и процесс зарядки. Эксперты считают, что зарядка аккумулятора резко влияет на срок службы батареи. Категорически не рекомендуется держать аккумулятор в разряженном состоянии. Периодически необходимо выполнять контрольный тренировочный цикл (эта процедура описана ниже). Обязательно заряжайте аккумулятор после глубокой разрядки (левые фары, обогрев стекол и т.п.). Также читайте о причинах разрядки аккумулятора в автомобиле;
- Электропроводка автомобиля. Бортовая сеть автомобиля должна быть исправна и содержаться в полном порядке. Особое внимание следует уделить генератору и регулятору напряжения в сети. Также не должно быть поврежденной проводки, окисленных или разболтавшихся контактов и т.д. Все эти проблемы приводят к повышенному сопротивлению. В результате энергия батареи используется для ее преодоления и используется для выработки тепла. В результате сокращается срок службы батареи;
- Уровень электролита. Его следует регулярно проверять и при необходимости корректировать. Под капотом автомобиля во время работы повышается температура. В результате дистиллированная вода испаряется, а уровень электролита падает. Если вы начнете этот процесс, пластины аккумулятора могут оголиться. При этом происходит их быстрое окисление и последующее разрушение. Покрытие с решеток осыпается и на дне образуется шлам, из-за чего иногда происходит короткое замыкание электродов. Все это значительно сокращает срок службы батареи. Поэтому регулярно проверяйте уровень электролита и доливайте дистиллированную воду. Уровень должен быть на 10-15 миллиметров выше свинцовых пластин;
- Поездки зимой. Зимой сложно запустить двигатель из-за загустевшего масла и замерзших свечей зажигания. Стартер работает дольше и потребляет больше заряда от аккумулятора. При этом зимой мы включаем гораздо больше потребителей тока, чем летом. Это подогревы стекол и зеркал, печка, подогрев руля и сидений. Это плюс для нормальной навигации и музыки. В таких условиях аккумулятор может восстановить свой заряд только после длительной поездки. В противном случае он будет постоянно не заряжаться, что сократит срок службы батареи. Поэтому короткие поездки зимой не рекомендуются (снято, доехал 5 минут до магазина, снова спешился и проехал немного назад);
- Предотвращение терминальной коррозии. Проверьте состояние клемм аккумуляторной батареи. На них не должно быть белого налета (окислов). При наличии признаков окисления снимите аккумулятор, промойте клеммы раствором пищевой соды и высушите. Если следы коррозии сильные, можно обработать их наждачной бумагой. Клеммы должны быть хорошо затянуты, их желательно покрыть специальным составом для контактов. Продается в автомагазинах и стоит недорого;
- Плотность электролита. Плотность полностью заряженного аккумулятора составляет 1,27 г/куб.см. Рекомендуем проверять это значение через некоторое время после полной зарядки аккумулятора. Низкая плотность электролита может вызвать серьезные проблемы зимой. Электролит просто замерзнет. По ссылке вы можете увидеть таблицу плотности электролита и сопутствующих свойств;
- Чистота батареи. Кому-то это может показаться странным, но грязь также сокращает срок службы батареи. Грязь, пыль, пятна электролита на поверхности аккумулятора превращаются в токопроводящий слой, что приводит к разрядке аккумулятора и снижению его емкости. Поэтому как минимум верхняя плоскость батареи должна быть чистой и сухой. Если подкапотное пространство позволяет, можно сделать какую-нибудь крышку аккумуляторного отсека, чтобы влага, пыль, масло не попадали на поверхность и полюса;
- Периодическая проверка. Для продления срока службы батареи рекомендуется проводить периодический визуальный осмотр батареи. Например, при проверке уровня масла в двигателе и охлаждающей жидкости в расширительном бачке заодно осмотрите аккумулятор. Это позволит своевременно обнаружить повреждения корпуса, следы окисления на клеммах, загрязнение аккумулятора;
- Когда автомобиль работает на холостом ходу. Если вы оставляете автомобиль на длительное хранение, аккумулятор лучше снять с него, полностью зарядить и хранить отдельно. Это продлит срок службы батареи.
Периодически заряжайте аккумулятор
Проверьте уровень электролита
Держите батарею в чистоте
Регулярный осмотр
Увеличить срок службы аккумулятора позволяет своевременное обнаружение проблем. Для этого требуется периодический визуальный осмотр на предмет целостности, а также ежегодная тренировка автомобильного аккумулятора.
Под последним понимается процесс, предполагающий полную зарядку аккумулятора с последующей контролируемой разрядкой и восполнением емкости до максимума. Как тренировать батарею?
- Аккумулятор снимается и заряжается нормально.
- Проверяется уровень электролита. При необходимости ее доводят до уровня 1,27 г/см.
- Управляемый разряд осуществляется путем сборки схемы разрядного устройства. Другой вариант – подключить параллельно аккумулятору лампочку с подходящим током. В этом случае проверка тока и напряжения осуществляется мультиметром.
- После разрядки проводят полный заряд током не более 10% от емкости аккумулятора.
Контрольный цикл обучения батареи, проводимый один раз в год, позволяет значительно продлить срок ее службы.
Типы современных АКБ
Свинцово-кислотные аккумуляторы до сих пор остаются самыми распространенными. Пластины изготавливаются с различными добавками химических элементов к свинцу. Все аккумуляторы можно разделить на 2 типа: обслуживаемые и необслуживаемые. У обслуживаемых есть крышки для доливки дистиллята и выхода газа при зарядке, а у необслуживаемых такой необходимости нет. В зависимости от типа аккумулятора зарядка также происходит по-разному. В настоящее время используются следующие аккумуляторы:
- Обслуживаемые (свинцово-кислотные) старые модели сурьмяно-лавандиевых аккумуляторов. Сурьмы не включают стартер, работают в стационарном буферном режиме.
- Кальциевые и гибридные (Sb/Ca), а также кальциевые с добавлением серебра — аккумуляторы следующего поколения. Практически нет необходимости в их обслуживании.
- Современные аккумуляторы, где электролит находится не в жидком состоянии, а абсорбирован стекловолокном (AGM-VRLA) или находится в виде геля (GEL-VRLA). Они относятся к необслуживаемому типу.
Аккумуляторы емкостью от 55 Ач до 200 Ач часто используются в автомобилях.
Способы продления срока службы аккумулятора
Главное правило, которое должен помнить автовладелец: Держите аккумулятор в чистоте. На корпусе аккумуляторной батареи не должно быть грязи, пыли, подтеков электролита или масла – толстый слой загрязнения приведет к утечке тока, а значит, к скорой разрядке.
Другие правила:
- Автомобильный аккумулятор боится опрокидывания, вибраций и ударов. Все это может стать причиной короткого замыкания или даже возгорания аккумулятора. Гелевые и AGM аккумуляторы более устойчивы к таким воздействиям.
- Падение напряжения ниже 10,8 В невозможно. Это сразу приводит к падению плотности электролита и увеличению сульфатации пластин. Кроме того, даже при слабом морозе электролит кристаллизуется и хуже проходит ток.
- Периодически заряжайте аккумулятор до 100%. Полностью заряжайте аккумулятор не реже одного раза в 2-3 месяца. Хотя бы раз в неделю нужно проехать на машине 40 и более минут – за это время аккумулятор возьмет потерянный заряд от генератора.
Аккумулятор рекомендуется заряжать специальным программируемым зарядным устройством. Заряжать аккумулятор рекомендуется в сухом помещении при температуре 20-25 градусов.
Для того, чтобы батарея «прослужила» дольше, ездить зимой нужно по правилам:
- Сведите к минимуму короткие поездки продолжительностью 20-30 минут.
- Если стартер не сразу запускает двигатель или не удается «зависнуть» более 10-15 секунд, замените аккумулятор.
- Аккумулятор также необходимо «прогреть» перед запуском: перед поворотом ключа в зажигании включить дальний свет на полминуты.
- Перед включением зажигания выжмите сцепление — это снизит нагрузку на стартер.
После зарядки аккумулятора необходимо выпустить из него взрывоопасные газы. На годных моделях это можно сделать, открутив крышки на банках. Если батарея необслуживаемая, очистите клапан VRLA. Не курите во время этой операции!
Профилактика состояния клемм
Во время работы на клеммах отображается табличка. Это могут быть окислы, потеки электролита или следы коррозии. Налет серьезно влияет на способность аккумулятора проводить ток, поэтому его следует удалять сразу же после обнаружения. Методы очистки:
- раствор пищевой соды;
- обработка мелкозернистой наждачной бумагой;
- раствор аммиака.
После очистки клеммы необходимо просушить и плотно затянуть. Для продления срока их службы рекомендуется покрыть их специальным контактным средством (продается в автомагазинах).
Аккумулятор: причины неполадок и их устранение
Проблема: повышенный саморазряд
причина:
- в электролит проникают вредные примеси;
- добавьте недистиллированную воду в аккумулятор.
Исправление проблем:
- аккумулятор разряжается до уровня напряжения 1,1 В;
- отработанный электролит удаляется из аккумулятора;
- батарея промывается дистиллированной водой;
- заливаем новый электролит (как прописано в регламенте).
Неполадка: короткое замыкание
причина:
- разрушение сепаратора и контакт с пластинами;
- высокая мощность зарядки.
Исправление проблем:
- Разобрать аккумулятор;
- Заменить неисправные электроды и сепараторы;
- Соберите аккумулятор и зарядите.
Неисправность: коробление электродов
причина:
- высокая мощность зарядного и разрядного тока;
- высокая температура электролита;
- несоблюдение правил запуска двигателя стартером.
Устранение неисправности: замена поврежденных электродов в аккумуляторе.
Неисправность: полюсные штыри окисляются
Исправление проблем:
- снимите клеммы со штырей и зачистите их;
- прикрепите хомуты к штифтам и смажьте их тонким слоем специальной смазки.
Неполадка: образование трещин в моноблоке и его износ
причина: Батарея ненадежно закреплена в слоте или с ней обращались небрежно.
Устранение проблемы: заполнение трещин специальным клеем. Серьезные поломки устраняются квалифицированным ремонтом.
Что влияет на срок службы АКБ
Срок службы батареи зависит от:
- качество производства. Фирменная продукция более долговечна с гарантией от производителя 2-4 года. Такие батареи могут прослужить 5-9 лет. А вот изделия, на которые гарантия производителя от 6 месяцев до года, служат не более 3 лет;
- грамотный уход, заключающийся в контроле электролита и своевременном добавлении дистиллированной воды;
- температурный режим. Зимой, когда температура воздуха слишком низкая, аккумулятору приходится работать в слишком жестких условиях, что сильно влияет на срок службы. Но когда машина прогревается, это компенсируется и аккумулятор восстанавливается. Для тех, кто интенсивно использует батарею зимой, рекомендуется проводить процесс десульфатации несколько раз в год;
- производительность батареи. Аккумулятор может обслуживаться или не обслуживаться. Если второй вариант заряжать регулярно, срок службы может быть достаточно большим;
- исправность системы зарядки (а именно генератора). При высоком напряжении в сети это приведет к перезарядке устройства, при низком – к неполной зарядке;
- тип поездки. Если автомобиль ездит только в городе, срок службы аккумулятора будет меньше, чем у автомобилей, которые ездят на дальние расстояния;
- надежность аккумулятора. Аккумулятор должен быть надежно закреплен, чтобы он исправно функционировал даже на неровной дороге.
Подготовка батареи к зарядке и меры предосторожности
После осмотра аккумулятора и выяснения необходимости его зарядки необходимо подготовить аккумулятор. Выполняем следующие шаги:
- Снимите аккумулятор с автомобиля. При демонтаже сначала должен быть отключен минусовой контакт. Если сначала снять «плюс», и при случайном контакте металлического предмета с корпусом машины произойдет короткое замыкание.
- Очистить изделие от отложений солей серной кислоты, оксидов и жира. Очистите соединительные клеммы. Можно обработать аккумулятор щелочным раствором: нашатырным спиртом или содой.
- Если аккумулятор подлежит ремонту, снимите крышки и заглушки. При необходимости долить воды, чтобы электролит покрыл пластины.
- Вам не нужно заряжать только что взятое устройство с холода или, наоборот, очень горячего. Температура батареи должна быть комнатной, поэтому батарею следует оставить в помещении на несколько часов.
Вы должны соблюдать следующие меры безопасности:
- Поскольку электролиз является химическим процессом, при работе зарядного устройства будут выделяться легковоспламеняющиеся газы. Поэтому необходимо, чтобы помещение хорошо проветривалось.
- Рядом не должно быть огня или искр.
- Аккумулятор рекомендуется снять с автомобиля. Если это невозможно, отсоедините оба электрических провода («минус» и «плюс»).
После всех процедур переходим к основному этапу.
Обслуживание аккумулятора
Средний срок службы автомобильного аккумулятора составляет 3-4 года, но при правильном уходе его можно значительно увеличить. Важно понимать, что нет смысла пытаться что-то делать, когда уже есть проблемы с аккумулятором, обслуживание и комплексный уход нужно начинать сразу после покупки и установки данного устройства. Только тогда можно максимально использовать структурно-интегрированный ресурс и увеличить срок его службы.
Факторы, сокращающие срок службы АКБ
Иногда автомобильные аккумуляторы перестают работать по разным причинам. Одни могут быть из-за неправильного обслуживания агрегата, другие — из-за неисправностей автомобиля.
Короткое замыкание
После короткого замыкания аккумулятор больше нельзя использовать. Даже если устройство останется целым, оно будет быстро разряжаться и постоянно выходить из строя. Короткое замыкание может произойти из-за заводского брака (если аккумулятор новый) или из-за дефекта самого автомобиля. Во избежание короткого замыкания ведите автомобиль осторожно по ровным дорогам и следите за тем, чтобы аккумуляторный ящик не деформировался.
Коррозия
Появляется на устройствах, которые выполнили свою задачу. Для этого достаточно посмотреть срок годности батареи. Проявляется удешевлением и меньшим КПД устройства.
Глубокий разряд АКБ
Если периодически доводить аккумулятор до глубокой разрядки, он быстро придет в негодность. Поэтому рекомендуется вовремя заряжать устройство. Свинцово-кислотные и кальциевые приборы страдают глубокими разрядами, и из-за этого электролит в них темнеет. От нагрузки напряжение в нем падает, и он перестает нормально работать.
Прочее
На срок службы батареи также влияют:
- тип дорог, по которым движется автомобиль;
- температурный режим;
- точность вождения.
Если автомобиль часто используется при экстремально низких температурах, это может повлиять на срок службы аккумулятора. Водителям, которые часто ездят зимой, когда ночью прогнозируются сильные морозы, рекомендуется снять устройство с автомобиля и отнести в теплое место.
Совет: при окислении клемм их необходимо почистить, также важно выяснить причину, по которой это происходит.
Гарантия
При покупке всегда спрашивайте гарантию у производителя. Если причиной поломки является заводской брак, то чаще всего это короткое замыкание коробки, обрыв цепи, утечка электролита из-под крышки, аккумулятор подлежит замене или возврату уплаченных за него денег. Но при этом он не должен быть поврежден, не должно быть следов неправомерных действий со стороны владельца.
Видео: Как увеличить срок службы аккумулятора в 2 раза. Тестирование и обслуживание самостоятельно!
Поэтому для продления срока службы аккумуляторной батареи машины не требуется никаких специальных знаний или навыков. Достаточно взять на себя ответственность за работу своего автомобиля, и аккумулятор прослужит намного дольше среднего.
Восполняйте уровень электролита
Чтобы аккумулятор проработал «верой и правдой» как можно дольше, необходимо периодически доливать уровень электролита. В результате электрохимических реакций электролит постепенно испаряется — без него пластины начинают сульфатироваться и крошиться, электрическая емкость аккумулятора падает, а продолжительность цикла заряд-разряд сокращается до минимума. Конечно, наиболее актуальна эта проблема для сурьмяных, лаво-сурьмяных и гибридных аккумуляторов. В эти аккумуляторы приходится доливать дистиллированную воду «по старинке.
Электролит также выкипает в кальциевых моделях. Но этот процесс значительно медленнее, чем в сурьме.
Долить уровень электролита в обслуживаемых моделях аккумуляторов достаточно просто. А как быть с необслуживаемыми моделями, где коробка цельная? «Народные кулибины» попытались найти ответ на этот вопрос, но это уже тема для отдельной статьи.
После каждой зарядки проверяйте плотность электролита. Полностью заряженный аккумулятор имеет плотность электролита 1,27 г/см3. При снижении этого показателя снижается заряд аккумулятора, а зимой быстрее кристаллизуется электролит.
Для справки: при плотности 1,21 г/см3 электролит замерзает при -32 градусах, при 1,13 г/см3 жидкость становится вязкой при относительно небольшом морозе, -9 градусов.
Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля?
1. Правильный выбор
Выбирая новый аккумулятор, обратите внимание на его характеристики: емкость, пусковой ток, размер. Эти параметры указаны в документации на автомобиль. Перед покупкой смотрите дату выпуска, чем свежее батарея, тем дольше она прослужит. Проверьте герметичность корпуса, при наличии пятен от покупки следует отказаться, какой бы привлекательной ни была цена. Текущие контакты и ручка также должны быть новыми.
2. Удаление лишних предметов
При продаже батарея завернута в целлофан, можно использовать другие материалы. Перед установкой обязательно все это снимите, то же самое проделайте с защитными колпачками. Например, остатки полиэтилена накапливают лишнюю влагу и грязь, что приводит к ускоренному саморазряду аккумулятора.
3. Исправность сопутствующего оборудования
Здесь нужно учитывать исправность двух основных узлов, которые работают с аккумулятором – стартера и генератора. Стартер – это первое, что включается при запуске двигателя, вращая его с помощью электричества. Берет он его напрямую от аккумулятора, летом берет ток 100-200 А в зависимости от модели и типа двигателя, зимой этот показатель увеличивается. Если стартер неисправен, он может потреблять большие токи, которые не может обеспечить аккумулятор. Иногда стартер заклинивает, и водитель думает, что аккумулятор разряжен. Для проверки состояния пускателя применяют токоизмерительные клещи постоянного тока.
При запуске двигателя потребность в мощности удовлетворяется генератором, который одновременно заряжает аккумуляторную батарею. При этом стандартное напряжение находится в пределах от 12,2 до 13,2 В. Если напряжение ниже, аккумулятор хронически недозаряжен, что провоцирует сульфатацию пластин. В результате выходной ток и емкость снижаются, а срок службы батареи сокращается. При большем значении напряжения наблюдается перезаряд, электролит закипает, начинает течь активная масса, что сильно сокращает срок службы батареи. Напряжение измеряется вольтметром на клеммах аккумулятора при работающем двигателе. В некоторых моделях в систему встроена схема, которая снижает напряжение на аккумуляторе после его полной зарядки, помогая уменьшить износ аккумулятора.
Важным параметром является утечка тока. Он связан с потребителями, подключенными к электрической системе автомобиля. Например, сигнализация срабатывает при выключенном двигателе, а при ее неисправности потребляет ток больше номинального, что приводит к ускоренному разряду. Особенно осторожно нужно быть в автомобильных магнитолах, мощные аудиосистемы быстро разряжают аккумулятор, а после такого «концерта» иногда не удается запустить двигатель. Чрезмерно частая разрядка приводит к сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи. Для проверки на утечку отсоедините минусовую клемму от провода и вставьте в разрыв амперметр. Значение не должно превышать 0,04 А.
4. Периодическая очистка
При активном использовании на аккумулятор попадает пыль, грязь, жидкости, проводящие электричество. В результате образуется пленка, способствующая саморазряду. Особенно это заметно, когда он вынут из машины и все равно быстро сдувается. Чтобы этого не произошло, аккумулятор необходимо периодически протирать раствором обычной пищевой соды, который нейтрализует частицы кислоты на поверхности.
5. Плохой контакт
Чтобы продлить срок службы автомобильного аккумулятора, нужно следить за состоянием токоведущих контактов. Поэтому их необходимо периодически чистить, чтобы не приходилось преодолевать чрезмерное сопротивление. Для этого подойдет металлическая щетка, наждачная бумага или специальный скребок.
6. Своевременное обслуживание
Под обслуживанием аккумулятора понимается его периодическая зарядка и доливка дистиллированной водой. Делать это нужно ежегодно весной и осенью, после сильного разряда, выхода из строя генератора и перед длительными поездками. Плотность электролита применяется при комнатной температуре около 20°С. Если он ниже 1,27 г/см³, необходимо быстро перезарядить. При заполнении дистиллированной водой будьте осторожны, чтобы не допустить попадания в нее грязи или пыли. Важно знать, что замена электролита никак не увеличит срок службы аккумулятора. Электролит можно доливать только при заливке сухозаряженной батареи или в случаях, когда она пролилась в результате каких-либо манипуляций.
Грамотная зарядка аккумуляторной батареи
Процесс:
- снять пробки с аккумулятора (открутить болты). Это необходимо для свободного выхода газов при зарядке;
- правильно подключите клеммы зарядного устройства к аккумулятору;
- включите зарядное устройство. Зарядный ток должен соответствовать 1/10 емкости аккумулятора;
- зарядка требует контроля за температурой электролита: не более 55 градусов;
- выждите 15-минутный перерыв (когда выйдут газы) после окончания зарядки и закрутите пробки.
Действия при разряженном аккумуляторе
Разряженный аккумулятор можно оживить двумя способами:
- буксировка Запуск двигателя осуществляется путем разгона автомобиля с последующим включением зажигания и передачи (второй или третьей);
- «курение». Осуществляется с помощью автомобиля-донора и «крокодила» (проводов для взаимодействия клемм аккумулятора). «Крокодилы» подключаются к нужным клеммам на обеих батареях. Красный (традиционно) провод соответствует плюсовым клеммам, черный провод — минусу автомобиля-донора (другой конец подключается к неокрашенной части «разряженного» автомобиля). Сначала нужно завести двигатель автомобиля-донора, после этого – автомобиля с севшим аккумулятором.
Продление срока службы аккумулятора
Чтобы автомобильный аккумулятор прослужил как можно дольше, рекомендуется:
- не водить разряженное устройство и вовремя заряжать устройство вне зависимости от времени года;
- выжать педаль сцепления до упора;
- прогревать аккумулятор зимой;
- внимательно следить за качеством работы двигателя автомобиля;
- своевременно проводить техническое обслуживание аккумуляторов.
Электрическая проводка автомобиля
Срок службы аккумулятора напрямую зависит от исправности бортовой сети автомобиля. Электрическая проводка должна содержаться в порядке, особенно в следующих точках:
- работа генератора и регулятора напряжения в сети;
- отсутствие поврежденных участков проводов;
- отсутствие ослабленных или окисленных контактов.
Неисправности в бортовой сети способствуют повышенному сопротивлению. Аккумулятор начинает использовать заряд для его преодоления, в результате срок его службы сокращается. Своевременная проверка исправности электропроводки в автомобиле – действенный способ продлить срок службы аккумулятора.
Признаки непригодного для эксплуатации аккумулятора
Стартерный аккумулятор считается непригодным для использования в автомобиле, если его емкость ниже 40% от номинального значения. При выборе аккумулятора номинальная емкость является центральным критерием. Он указывается на этикетке крупными цифрами. Например, 60 А*ч.Если у такого аккумулятора на 60 Ач осталось всего 24 Ач (или меньше), то он не пригоден для дальнейшей эксплуатации на автомобиле.
Для измерения фактической емкости аккумулятора существует множество недорогих приборов. Кроме того, пригодность аккумулятора можно оценить по времени зарядки. Если аккумулятор на 60 Ач заряжается всего за пару часов, он «мертвый».
Обслуживать или платить?
Как видите, в обычном обслуживании АКБ нет ничего особо сложного. По крайней мере каждый может визуально следить за состоянием аккумулятора и уровнем электролита. При отклонении от нормы можно обратиться за помощью к специалистам на ранней стадии проблемы, а не в запущенном состоянии.
Эксплуатация в зимнее время
Мороз отрицательно влияет на работу всех компонентов автомобиля, в том числе аккумуляторов. Масло густеет, фары замерзают, стартер крутится дольше, включаются все системы обогрева (печка, сиденья, зеркала, стекла, руль). В таких условиях расходуется гораздо больше заряда аккумулятора, долить емкость можно только при поездках на дальние расстояния.
Правила использования аккумулятора зимой:
- не используйте разряженную батарею;
- отказаться от езды на короткие расстояния (аккумулятор будет расходовать больше энергии, чем успевает подзарядиться);
- не перегружать стартер при запуске машины (не более 10-15 секунд);
- если запуск не удался, не предпринимайте сразу новые попытки, нужно подождать 2-3 минуты;
- перед запуском двигателя рекомендуется «прогреть» аккумулятор, включив фары на 30 секунд.
Опытные водители дают еще один важный совет: перед запуском максимально выжмите сцепление, чтобы разъединить двигатель и коробку передач. Это снизит нагрузку на стартер.
Заряжать аккумулятор нужно правильно
Чтобы увеличить средний срок службы автомобильного аккумулятора, его необходимо правильно заряжать. При этом никаких хитростей в этом процессе нет, достаточно соблюдать элементарные и несложные правила, их не так много.
- Аккумулятор, который только что занесли в помещение с мороза, нельзя сразу заряжать. Его нужно держать до тех пор, пока он не нагреется сам по себе, не форсируя процесс нагревательными приборами.
- Если возможно, проверьте количество электролита перед зарядкой и при необходимости долейте дистиллированную воду. Пробки необходимо оставлять открытыми, что позволит образующимся при зарядке парам беспрепятственно «уходить» из аккумулятора.
- Ошибка, которую допускают даже опытные автомобилисты, — переполюсовка при подключении аккумулятора к зарядному устройству. Смешение плюсов и минусов может никак не повлиять на жизнеспособность, но вполне может привести к выходу аккумулятора из строя без возможности восстановления, после чего срок службы аккумулятора можно будет считать законченным.
- Для зарядки необходимо использовать только заводскую «зарядку», которая, в отличие от поделок, гарантированно не выведет аккумулятор из строя. Важным моментом является выбор значения зарядного тока – он не должен быть слишком большим, нормальным считается 1/10 от номинальной емкости самого аккумулятора. Для полной зарядки аккумулятора потребуется не менее 10 часов.
Обратите внимание на следующее! Заряжать аккумулятор необходимо в помещении, оборудованном очень хорошей вентиляцией, так как активно выделяющийся при этом газ достаточно токсичен.
Длительный простой
Автомобиль, который не будет использоваться в течение длительного периода, должен быть надлежащим образом подготовлен. Важным моментом является извлечение батареи. Он остается в своем первоначальном состоянии, если его заряжать и размещать отдельно от машины.
Читайте также: