Индикатор износа шин – как определить уровень износа шин
Содержание
Как определить износ резины
Самый важный момент, на который стоит обратить внимание, чтобы понять, что износ шин стал критическим и их пора менять, — это индикаторы износа, которые производители шин заботливо размещают на дне канавок протектора. Как правило, производители шин рассчитывают минимальную оставшуюся глубину протектора на основе эксплуатационных характеристик шины, таких как скорость и количество воды, удаляемой из пятна контакта.
Категорически не рекомендуется пренебрегать своевременной заменой шин, так как от них зависит безопасность находящихся в автомобиле людей.
Чем меньше остаточная глубина протектора шины, тем хуже она отводит воду из пятна контакта и, следовательно, выше риск аквапланирования. Износ, близкий к максимально допустимому, не позволит чувствовать себя в безопасности в поворотах, а на грунтовых и гравийных дорогах появится слабое сцепление с дорогой.
Зачем обращать внимание на износ
Каждая часть машины изнашивается в определенной степени и в конечном итоге нуждается в замене. Что касается шин, то от качества зависит не только безопасность пассажиров и водителя этого автомобиля, но и других участников дорожного движения.
Мониторинг состояния шин является частью стандартного технического обслуживания автомобиля. Внимательный автомобилист регулярно проверяет уровень масла в двигателе, количество охлаждающей жидкости, исправность тормозной системы и светотехники.
Глубина рисунка неразрывно связана с такими факторами:
- Управление транспортным средством. Чем меньше высота рисунка, тем хуже будет удаляться грязь и вода, а это увеличивает риск потери управления машиной при проезде по лужам. При повороте на грунтовых дорогах автомобиль может занести из-за плохой тяги.
- Длина тормозов. Изношенный протектор снижает сцепление шин даже на сухом асфальте, а значит, увеличивает тормозной путь при тех же условиях эксплуатации.
- Неравномерный износ ламелей может свидетельствовать о какой-либо неисправности автомобиля, например, о дисбалансе колес или о необходимости регулировки развал-схождения.
Срок службы автомобильных шин
Большинство производителей устанавливают максимальный срок службы в десять лет. Однако эта цифра относительна. Вот основные факторы, влияющие на пригодность автомобильной резины:
- Как шина хранилась;
- В каких условиях он использовался;
- Естественное старение.
Срок годности – это срок, указанный производителем, в течение которого шина не теряет своих свойств. Этот интервал начинается с момента производства, а не с даты покупки. Вы можете найти эту информацию на боковой стороне шины. Похоже на четыре числа. Первые два обозначают неделю, а остальные – год производства.
Например, покупка «новых» шин, хранившихся четыре года, не может быть использована более шести лет (если гарантийный срок ограничен 10 годами). Даже при правильном хранении резина имеет свойство стареть, в результате чего на ней появляются микротрещины и она теряет эластичность.
Также стоит учитывать, что для зимних и летних условий эксплуатации изготавливаются разные типы шин. Есть и третий вариант – всепогодный. Некоторые водители используют его для экономии денег.
Например, владельцы переднеприводных автомобилей «обувают» в такую резину задние колеса, чтобы не покупать полный комплект зимней и летней резины. На самом деле опытные водители такие «эксперименты» не рекомендуют, так как «универсальная» версия имеет меньший ресурс, и не так надежна, как модель для конкретного сезона.
Летняя резина
При изготовлении автомобильных шин для повышения эластичности производители добавляют в состав каучук (помимо дополнительных веществ, влияющих на качество продукции). Этот полимер при разных температурах приобретает разные свойства:
- при -70 градусах начинает кристаллизоваться;
- при +180-200 градусах становится жидким;
- при +250 каучук распадается на газообразные и жидкие вещества.
Поскольку температура воздуха и дорожного покрытия летом превышает +10 градусов, в состав шин добавляется меньше каучука, чем резины.
Благодаря повышенной жесткости такие шины более устойчивы к износу, чем зимние. Протектор в нем не такой глубокий (обычно 7-8 миллиметров), как в зимнем варианте, так как основная задача – отвод воды и грязи из-под колеса. Для зимних вариантов важно, чтобы между ламелями также не болтался снег, поэтому рисунок в них получается глубже и шире.
Кроме этих характеристик необходимо ориентироваться еще и на предпочтения стиля вождения. Для размеренного режима требуются одни характеристики шин (протектор, жесткость, глубина и ширина протектора), для спортивной езды с резкими маневрами – другие, а для бездорожья – третьи.
Летние шины не такие шумные, как зимние. За весь период эксплуатации они испытывают меньшие нагрузки из-за перепадов температуры (зимой в гараже тепло, а на улице мороз), а также из-за резкого изменения качества дорожного покрытия (зимой, во время поездки на дороге может быть снег, лед, вода).
Учитывая эти характеристики, срок службы летних шин практически соответствует заявленному производителем.
Зимняя резина
Первое отличие зимних шин от летних – это их эластичность за счет повышенного содержания каучука. Без этого полимера каучук при низких температурах не только теряет пластичность, но и начинает процесс стеклования. Из-за этого обычное напряжение при неспешной езде может оказаться фатальным для летней резины, если на улице холодно.
Так как зимой автомобиль часто ездит по заснеженным участкам дорог, зимним шинам необходим более глубокий протектор с более широкими ламелями. Благодаря этому рисунок не забивается снегом, а шина «цепляется» не за мягкий слой снега и грязи, а за более твердое покрытие. Такие характеристики очень важны не только при прохождении поворотов, но и при движении в гору.
Вот сравнительная таблица, как меняется эффективность зимних шин при разной глубине протектора (для примера возьмем шины 185/60 R14 с разной степенью износа):
Зима, протектор 8 мм. | Зима, протектор 7,5 мм. | Зима, протектор 4 мм. | |
Сцепление со снегом, % | 100 | 60 | 48 |
Торможение на снегу, % | 100 | 97 | 86 |
Аквапланирование, % | 100 | 95 | 73 |
Торможение на сухом асфальте, % | 100 | 106 | 118 |
Торможение на мокром асфальте, % | 100 | 103 | 93 |
Учитывая эластичность материала, протектор этого типа шин изнашивается быстрее, чем у летних собратьев. Хотя производители часто устанавливают одинаковый срок службы и для летних, и для зимних шин, последние рекомендуют менять при обгонах:
- легковой автомобиль (до 2 000 кг.) 40-45 000 км.;
- грузовик (2-4 тонны) 60 000 км.;
- грузовик (более 4000 кг.) 65-70 тыс.
Какие факторы вызывают преждевременный износ шин
Уровень давления недостаточен. Снижение с 2 атмосфер до 1,5 приводит к повышенному износу и расходу топлива. Примерно раз в месяц необходимо проверять степень давления.
Кроме того, преждевременный износ вызывается:
- повышенная нагрузка на автомобили, несоблюдение требований индекса нагрузки для конкретной марки.
- Неправильный стиль вождения. Агрессивная или спортивная модель изнашивает их быстрее. Этот способ движения включает в себя разгон, торможение и вход в повороты с визгом;
- Нерегулярное обслуживание.
- При установке шин не все требования были соблюдены.
- Дисбаланс колес.
Неправильная подвеска и рулевое управление также могут повлиять на процесс износа.
Из-за чего шины изнашиваются быстрее
Существуют факторы, влияющие на степень износа шин. Только соблюдение идеальных условий позволит сохранить качество автомобильной резины в пределах, установленных производителями, но это достигается редко. Вот что вызывает преждевременный износ:
- Несоблюдение условий хранения. Спасти шины можно с дисками и без, только условия будут разные. Дисковые шины можно как подвешивать, так и укладывать на бок. Без дисков шины хранятся только в вертикальном положении (но не в подвешенном состоянии). Помещение должно хорошо проветриваться, на резину не должны попадать солнечные лучи (можно использовать специальные чехлы), в ней не должно быть слишком влаги или чрезмерно сухости.
- Неправильное давление. При соблюдении требований по давлению (часто производители автомобилей размещают эти рекомендации на средней стойке со стороны водителя или на внутренней стороне крышки бензобака) протектор будет изнашиваться равномерно. Езда на перекачанных или спущенных шинах сокращает интервал между покупкой новых комплектов.
- Качество материала. Бюджетные модели часто выходят из строя примерно через два сезона эксплуатации, а брендовые служат дольше – четыре, а иногда и семь.
- Качество дорожного покрытия. Острый гравий, ямы с острыми краями, сваи и т.п создают неравномерную чрезмерную нагрузку, что приводит к деформации резины.
- Стиль вождения. Резкие разгоны и торможения, езда на высоких скоростях, крутые повороты – все это может сократить срок службы шин.
- Частые перегрузки машины. Тяжелый груз смещает центр тяжести в заднюю часть автомобиля. Частая эксплуатация в этом режиме потребует не только замены задних шин, но и может привести к повреждению элементов подвески.
Как визуально выявить износ автомобильных шин
Протектор изношен посередине
Если резина стирается интенсивнее в центре колеса, то наибольшая нагрузка от трения приходится именно на этот участок.
Возможные причины:
- Шина неравномерно прилегает к дорожному покрытию. Чаще всего это происходит, если давление в шинах не соответствует требованиям производителя.
- Другая причина – падение давления из-за перепадов температуры. Например, при морозе давление в камере снижается, а после повышения температуры или нагрева камеры при движении повышается и нередко превышает допустимую норму.
- Колеса чрезмерно накачаны. Это может произойти из-за невнимательности водителя или с определенной целью — некоторые пытаются таким образом снизить расход топлива.
Резина стерта по краям
Если по краям износ намного сильнее, чем посередине, следует насторожиться. Возможная причина – слишком низкое давление. В этом случае шина подвержена остаточной деформации и протектор неравномерно сцепляется с дорожным покрытием. Чтобы избежать такой неприятности (а от недокачанного колеса зависит работа и долговечность подвески) следует регулярно измерять давление в камере, особенно зимой.
Интенсивно стирается передняя кромка рисунка протектора
Если углы рисунка изношены неравномерно (передние кромки более гладкие, а задние кромки практически не изношены), это свидетельствует о недостаточном вращении колеса. Возможные причины: проблемы с работой подвески, выход из строя шаровых опор или подшипников. Это случается довольно часто; при обнаружении такого износа следует проверить машину на исправность подвески.
Шина чрезмерно изношена с какой-либо одной стороны
Виной тому такое же неплотное прилегание к дорожному покрытию.
Возможные причины: неисправность подвески или несоосный развал.
Подобные симптомы характерны и для грузовых автомобилей – причина в чрезмерной нагрузке на отдельные части колеса.
Трещины по бокам шин
Возможные причины: движение по бездорожью, низкое давление, плохие шины или долгий срок службы.
Такие деформации обычно возникают при наезде на ямы и выбоины с недостаточно накачанными (или, наоборот, перекачанными) шинами. Если давление в шинах соответствует требованиям, неровности дороги сглаживаются за счет своеобразной амортизации. Но при нарушении этих требований колесо подвергается нагрузке и принимает на себя все воздействие, а под давлением извне деформируется.
Трещины могут свидетельствовать о том, что качество материала для производства оставляет желать лучшего. Также они сигнализируют о старых шинах и необходимости их замены на новые.
Выпуклости по бокам шин
Возможные причины: Повреждение резины в результате удара боковой стороной колеса о твердую поверхность. Выпуклости появляются через некоторое время после удара. Колесо с таким повреждением становится опасным для эксплуатации; рекомендуется заменить шины как можно скорее.
Вмятины на протекторе
Возможные причины: недостаточная амортизация, развал-схождение. Амортизатор отвечает за сглаживание и равномерное распределение ударной нагрузки при движении. При его выходе из строя в первую очередь страдает колесо, получая усиленный удар в отдельные участки шины. В результате на всей поверхности колеса образуются вмятины и вмятины. При первых признаках следует загнать машину на диагностику и проверить подвеску.
Износ в виде отдельных пятен на протекторе
Возможные причины: резкое торможение, резкий поворот или занос автомобиля с блокировкой колес.
причиной также может быть длительная фиксированная нагрузка на один и тот же участок шины, например, когда автомобиль долго стоит без движения, дает отдохнуть или не эксплуатирует его зимой.
При регулярных проверках трудно пропустить момент, когда пора менять шины или побеспокоиться о причинах ненормального износа. Ухаживая за своим автомобилем, вы сможете избежать многих неприятностей и устранить проблемы, пока не стало слишком поздно.
Видео о выходе из строя автомобильных шин:
Что может произойти, если не поменять вовремя шины?
Различные виды износа шин и их причины ухудшают управляемость автомобиля. Когда вы ведете машину, его поведение становится менее отзывчивым, что может привести к аварии. Даже при сильном износе есть риск задеть колесо, так как камера защищена от опасного объекта на дороге меньшим слоем резины. При критическом износе камера в колесе может взорваться даже на ровной дороге, что представляет опасность для всех участников дорожного движения.
Индекс износа шин
Каждый производитель обязан маркировать бортовую часть шинной продукции в соответствии с международными требованиями. Изначально этот стандарт использовался только в США, но постепенно распространился по всему миру. Помимо страны-производителя, модели, назначения, направления вращения и других характеристик, на боковой стороне шин указан уровень износостойкости.
Treadwear – это определение, указывающее на коэффициент износостойкости. Износ протектора 100 (средний) предполагает 48 000 км пробега по стандартному дорожному покрытию, что типично для испытательного трека.
В естественных условиях, конечно, этот показатель не столь точен – качество дорог, стиль вождения, погодные условия и другие факторы существенно влияют на протектор и срок службы. Но по учёту индекса всё же можно определить уровень износостойкости покрышки.
Способы определения износа шин
Уровень износа следует регулярно проверять. Это позволит не только избежать штрафа от госавтоинспекции, но и снизит риск неприятностей на дороге.
Существует несколько способов определения степени износа протектора.
Способ 1. Проверить индикатор износа шин
Индикатор представляет собой шашки протектора, размещенные внутри канавок протектора. Высота соответствует допустимой степени износа (1,6/4 мм). Если протектор износился до уровня индикатора, резину необходимо немедленно заменить.
Чтобы найти место, где находится индикатор, осмотрите шину сбоку. На противоположной стороне блока протектора обычно наносится небольшой штамп в виде треугольника, логотипа производителя, снежинки или аббревиатуры TWI.
В последнее время широкое распространение получили цифровые индикаторы. На поверхности протектора есть цифры, показывающие уровень углубления. По мере переноса они удаляются, начиная с самых больших по значению и заканчивая самыми маленькими и «глубокими». Например, если на летней резине видны только цифры 2 и 4, это сигнал к ранней замене резины. После исчезновения цифры 2 шина достигла максимального уровня износа и подлежит немедленной замене.
Способ 2. Использовать специальный измеритель
Показатель не всегда точен, поэтому водителю желательно приобрести измеритель глубины протектора. С помощью этого небольшого и доступного устройства автовладелец может самостоятельно проверить уровень износа в нескольких местах.
Способ 3. Использовать монету
Если износ вызывает сомнения, а счетчика под рукой не оказалось, можно прибегнуть к помощи 10-копеечной монеты. Размещается надписью «копейка» в канавке на протекторе.
Слово «пенни» не должно быть видно. Если он хорошо читается, шину следует заменить или подвергнуть более тщательной проверке.
Эти методы используются для определения допустимого равномерного износа шин. Но часто под воздействием неисправности автомобиля или других факторов протектор изнашивается совсем не так, как должен. Чтобы выяснить, нет ли неестественных повреждений, нужно внимательно осмотреть колеса.
Как понять, износилась покрышка или нет
Большинство методов оценки доступны обычному пользователю, но не все.
Внешний вид шины
Многое можно увидеть визуально. Например, цвет резины со временем теряет насыщенность, покрышки становятся характерно белесыми. Это хороший признак того, что старение произошло из-за окисления материала покрытия.
Видны и механические повреждения, как естественные в виде возрастных трещин и расслоений, так и искусственные, следы бесчисленных ремонтов, оголение проволоки из-за порезов, выпуклости профиля под давлением (бугры). Совершенно заметен неравномерный износ протектора в виде пилы или проплешин. Такое колесо опасно при торможении.
Измерение глубины профиля
Для оценки фактического значения остатка необходимо знать исходную величину протектора, а также минимально допустимую для конкретной модели шины. Большая ошибка, которую чаще всего намеренно совершают продавцы, — считать проценты на основе абсолютной глубины.
Шину нельзя использовать, пока она полностью не изношена. Более того, в зависимости от назначения резина может полностью потерять свои свойства даже при достаточно глубоком рисунке.
Это относится к зимним, грязевым и всесезонным шинам. Они должны эффективно удалять мягкую составляющую дорожного покрытия из зоны контакта, что возможно только при достаточно глубоком протекторе.
Цифровые индексы на протекторах
Это наиболее удобный способ определения износа, заложенный производителем в конструкцию шины. В резине протектора сделаны углубления в виде цифр, которые исчезают по мере износа резины. Наибольшее из оставшихся определяет высоту ресурса на рельефе.
Возможна и другая индикация, все ее виды максимально просты и интуитивно понятны.
Вплоть до использования некоторыми производителями цветовой индикации, когда в глубину протектора закладывается резина другого оттенка. Изношенная беговая дорожка изменит цвет, чтобы контрастировать с остальной поверхностью.
Подручные способы
Хотя найти современные шины вообще без индикаторов износа практически невозможно, старые способы продолжают работать. Между квадратами или канавками на протекторе можно разместить штангенциркуль-глубиномер, который показывает оставшуюся глубину в миллиметрах.
Остается только вычесть из полученного числа минимально допустимое значение. При отсутствии штангенциркуля можно воспользоваться линейкой или даже просто монетой.
Способы определения уровня износа протектора
Самый простой способ – визуальный осмотр, легко обнаруживаются заметные повреждения – неравномерный износ, порезы, трещины, расслоения и так далее
Как проверить по индикаторам
При осмотре обращайте внимание на индикаторы износа. Как правило, на каждой колоде их несколько, стандартное количество — шесть, но можно использовать и больше. Индикатор может быть:
- Обычный – это выступ, перпендикулярный направлению вращения в канавке протектора, если он равен основной опорной поверхности – шине пора насаживаться.
- Цифровой – в виде нескольких цифр, нанесенных рядом на опорную поверхность шины, например “2, 4, 8, 16” – при этом наибольшее из видимых значений указывает, сколько протектора осталось в миллиметрах (значение индексы удаляются по мере их использования).
Виды изнашивания зимних и летних шин
При нормальной и правильной эксплуатации автомобиля происходит медленный и равномерный износ шин. Также бывает неравномерный износ, рассмотрим основные виды:
- гребенчатый (пилообразный) – как правило, у ведущих колес с крупными блоками протектора, обусловлен деформацией шины при движении;
- односторонний – с неправильным «схождением развала»;
- много мест с износом по периметру – при неправильной балансировке колес или неисправностях подвески;
- плоский в виде площадки или пятна – в результате сильного торможения или после длительной остановки;
- двухсторонний – с пониженным давлением в шинах;
- центральный – с перекачанной шиной;
- пятнистые, диагональные, эксцентрические – в результате натягивания на тележки.
Подробнее смотрите в таблице:
Таблица: «Как можно быстро определить причины износа и устранить их влияние на безопасность»
Чем грозит езда на изношенной резине?
Во-первых, езда на изношенных шинах – это несчастный случай. Рано или поздно из-за пореза или прокола шина лопнет при быстрой езде, что спровоцирует резкое изменение траектории движения автомобиля. Не все водители и не во всех случаях умеют управлять таким автомобилем. В лучшем случае машина врежется в кочку или другой забор на дороге.
Другая проблема при вождении на изношенных шинах — плохое сцепление с дорогой. Это особенно опасно зимой и в сырую погоду. Когда температура дороги и окружающей среды падает, шины становятся менее эластичными, что еще больше снижает сцепление с дорогой. Разгон, маневрирование и торможение — все это значительно теряет свою эффективность. Из-за этого вождение становится более опасным.
Зимние шины, как известно, имеют более глубокий протектор, что обеспечивает сцепление с дорогой, а не с неустойчивым снегом. Естественно, чем меньше колея, тем менее устойчива машина будет на снегу. При наезде на лужу на скорости практически полное отсутствие ламелей неизбежно приведет к аквапланированию.
Но изношенный протектор делает машину более устойчивой на сухом асфальте. Причина в том, что голая резина обеспечивает лучшее сцепление с такой поверхностью за счет большей площади контакта. Несмотря на это, каждый водитель обязан следить за состоянием шин на своем автомобиле.
Виды износа шин и их причины
Проблемы в некоторых частях автомобиля могут повлиять на состояние протектора. Этот индикатор также иногда сигнализирует о том, что автомобиль подвергается насилию.
Эта информация поможет определить, что водитель делает не так или когда в машине возникает характерная неисправность. Это также пригодится, если вы решите купить подержанные шины. Ниже приведены основные виды износа и то, на что они указывают.
Нормальный
Равномерно изношенный протектор свидетельствует о правильном хранении шин. Он также служит индикатором правильной настройки шасси автомобиля. Помимо износа, также важно обращать внимание на наличие микротрещин.
Центральный
Это свидетельствует о том, что автомобиль движется на накачанных колесах. Так как из-за повышенного давления резина стала жестче, колесо цепляется за дорогу только в центральной части.
Двусторонний
Этот вид износа характерен для езды на спущенных шинах. При этом пятно контакта смещается к краям. Ребра жесткости чувствуют нагрузку, а шероховатое дорожное покрытие делает свое дело.
Односторонний
Этот вид износа характерен для автомобилей, у которых неправильно выставлена геометрия мостов. Если шины больше изношены с внутренней стороны, это свидетельствует об отрицательном развале дисков. Внешний износ является признаком положительного развала.
Некачественные диски также могут быть проблемой. При сильных ударах (яма с острыми краями, бордюр и так далее) он может деформироваться, но внешне это может быть и не заметно.
Пятнами
Этот износ обычно указывает на неправильную балансировку колес. Если балансировка не помогла решить проблему, отвезите автомобиль на АЗС для диагностики подвески. Рычаги или стержни демпфера могут быть неисправны.
Неравномерный на каждой покрышке из пары с одной оси
Бывает, что левая шина износилась больше, чем правая (или наоборот). Скорее всего, это означает, что когда вы покупали новые цилиндры, владелец автомобиля не видел дату изготовления. Шины из разных партий могут изнашиваться по-разному. Если причина не в этом, следует проверить сход-развал.
Пилообразный
Для езды по рыхлому и очень мокрому грунту изготавливают специальные покрышки – «аллигатор» или «баттон». Они имеют блочный рисунок с закругленными сторонами. Эти шины могут иметь пилообразный износ. Происходит это из-за частых поездок по дорогам с плохим покрытием.
Эта проблема возникает и при неправильном угле схождения колес.
Когда следует менять изношенные покрышки на автомобиле, допустимые нормы
Согласно техническому регламенту замене подлежат шины с остатками протектора – для летних шин – менее 1,6 мм, а для зимних – менее 4 мм. И в соответствии со здравым смыслом и соображениями безопасности, конечно, лучше не доводить его до самых крайних значений, и снова поменять летнюю резину с протектором 2-3 мм, а зимнюю с 4-6 мм.
ПДД («Допуск к эксплуатации транспортных средств») предписывает следующую норму глубины протектора для разных категорий:
- Категория L: мопеды, мотоциклы, мотоциклы, мотороллеры, квадрициклы и трициклы – не менее 0,8 мм.
- Категории O3, O4, N2, N3: прицепы и грузовые автомобили (массой более 3,5 т) – 1,0 мм.
- Категории O1, O2, M1, N1: легковые автомобили, прицепы и транспортные средства максимальной массой 3,5 т – 1,6 мм.
- Категория М2, М3: сюда входят автобусы с количеством пассажирских мест более восьми – 2.
Какие факторы влияют на износ резины, в чём причины
На износ шин влияют следующие факторы:
- Стиль вождения (при спокойном стиле износ намного меньше, чем при агрессивном стиле, с резкими стартами и пробуксовками колес).
- Соблюдение требований производителя по давлению и нагрузке на шину (при несоблюдении рекомендаций увеличивается износ).
- Правильно отрегулированная «соосность» (неправильная соосность вызывает неравномерный износ).
Рулевое и ведущее колеса изнашиваются по-разному — передние шины крепче по краям из-за большой нагрузки на поворотах, ведущие колеса больше посередине. На переднеприводных автомобилях такого разделения нет — шины должны изнашиваться равномерно.
Способы проверки износа
Проверить пригодность шин к дальнейшей эксплуатации можно несколькими способами. Рассмотрим самые популярные из них.
Индикатор износа
Минимальная остаточная глубина протектора для летних и зимних шин составляет 1,6 мм. Производители также обычно размещают индикаторы износа на этой высоте с небольшими допусками вверх. Измерить глубину их расположения можно с помощью специального глубиномера или линейки. Во втором случае значение может быть неточным.
Эти индикаторы легко найти. Они расположены в нижней части канавок рисунка шины, а на боковине отмечены специальной маркировкой TWI. Где-то эта маркировка может выглядеть как надпись, некоторые отмечают ее треугольником, а некоторые производители даже рисуют пиктограммы с собственными логотипами.
Цифровой индикатор износа
Некоторые производители шин используют специальную систему цифр – индексов, которые помогают водителю определить степень износа резины. На сегодняшний день существует три основных типа цифровых индикаторов:
- С количеством цифр от 2 до 8. Маркировка осуществляется в миллиметрах.
- Сегментные, где числа выдавлены в одном месте на разной глубине. По мере изменения износа значение указывает, насколько велик износ.
- С рядом цифр. Эта маркировка делается в процентах от высоты протектора.
Для определения износа шин таким способом не требуется никаких дополнительных инструментов. Все становится понятно при взгляде на резину.
Цветовое изменение шины
Интересный метод определения износа шин, который придумали китайские конструкторы. Предполагает изменение цвета покрышки в зависимости от степени износа. Постепенно цвет протектора меняется с черного на ярко-оранжевый.
Измеритель глубины профиля
Это устройство, позволяющее измерить глубину канавок протектора. В зависимости от модификации он может быть как механическим, так и электронным. Проверка износа резины измерителем считается самой правильной, так как позволяет «точечно» осмотреть каждый подозрительный участок шины.
Эти устройства широко представлены на рынке и доступны по цене. Вы можете купить датчик глубины протектора практически в любом автосалоне или в Интернете.
Основные причины износа шин
Почему шины часто изнашиваются?
- Плохое дорожное покрытие. К сожалению, водители каждый день сталкиваются с плохими дорогами. Старайтесь ездить осторожно, избегайте выбоин и ухабов, и ваши колеса прослужат гораздо дольше.
- Техника вождения. Профессиональные водители используют шины гораздо реже, чем новички.
- Нестандартное управление транспортным средством.
- Безответственное отношение к давлению в шинах.
- Ассиметричная установка колес.
- Нарушение правил скорости. Езда на высокой скорости быстро выводит из строя даже недавно купленные шины.
- Несоответствие шин сезону. Зимние шины следует использовать только с наступлением морозов, так как такие шины очень мягкие и шипованные. При использовании в жаркую погоду шипы стираются о дорожное покрытие. Летние шины жесткие, а при использовании в зимнее время года они становятся еще жестче и ухудшается сцепление с дорогой.
- Неправильная установка колес.
- Неисправность в управлении или ходовой части машины.
- Водитель.
Важно знать: срок службы автомобильных шин составляет примерно 10 лет. Независимо от того, как часто вы ездите, шины необходимо менять вовремя. На износ резины влияет не только скорость и нечастое использование автомобиля, но и погодные условия – температура и влажность.
При регулярном использовании автомобиля средний срок службы шин составляет около 5 лет. Если шины используются дольше срока, указанного производителем, в них будет накапливаться влага. В результате металлическая проволока деформируется, и покрышка может лопнуть. Такая ситуация может привести к серьезным авариям на дороге. Будьте осторожны и вовремя меняйте шины.
Допустимый износ протектора летней и зимней резины
По законодательству критическая глубина протектора для летних шин составляет 1,6 миллиметра, а для зимних – 4 миллиметра.
Помимо этого ограничения, есть некоторые изменения для разных видов транспорта (летние шины):
Тип автомобиля: | Предельное значение износа и т д. |
Легковые автомобили и легкие грузовики | 1,6 |
Груз | 1,0 |
Автобус | 2.0 |
Мотоцикл | 0,8 |
Для летних шин с широким профилем минимальное значение 1,6 мм слишком мало, поэтому специалисты рекомендуют производить замену уже при оставшейся глубине протектора 3,0 мм.
Не дожидайтесь, пока резина износится до минимального значения. Это увеличивает риск увеличения тормозного пути на мокрой дороге и аквапланирования, так как протектор уже не справляется эффективно с отводом воды из пятна контакта.
Какая резина изнашивается быстрее?
Есть несколько особенностей износа шин и того, как продлить их срок службы, но помните, что разные типы также могут изнашиваться по-разному в зависимости от местоположения, продолжительности использования и бренда. Специалисты отмечают, что на передних колесах изделия приходят в негодность гораздо быстрее. Причины неравномерного износа шин заключаются в том, что колеса пробуксовывают, что приводит к дополнительным нагрузкам. Чтобы компенсировать этот эффект, в следующем сезоне можно поменять шины местами.
Сравнивая, какая шина быстрее изнашивается, новая или сделанная несколько лет назад, следует отдавать предпочтение новым продуктам. Резина со временем теряет свои свойства и это приводит к быстрому износу. Более толстые и жесткие модели прослужат дольше, чем мягкие.