Вязкость моторного масла: что означают цифры (расшифровка) и как выбрать масло по вязкости?

Содержание

Что означают цифры в обозначении вязкости масла (расшифровка)

Вязкость масла – это параметр, указанный на упаковке буквами SAE. Давно прошли те времена, когда по вязкости можно было определить его тип: минеральное, полусинтетическое или синтетическое моторное масло. Бывалые автолюбители наверняка еще помнят, когда на рынке просили масло SAE. Дальше все было просто и понятно: 15w-40 — минералка, 10w-40 — полусинтетика, 5w-40 — синтетика.

Сегодня все иначе. Вы без труда найдете полусинтетику 15w-40 или синтетику 10w-40, особенно в грузовом сегменте. Что означают все эти цифры и буквы? Расположим по порядку.

По классификации SAE масла принято делить на зимние (с индексом «w»), летние и всесезонные. Стандартные параметры вязкости для зимних и летних масел приведены следующим образом:

  • Зимние масла: SAE 0w, 5w, 10w, 15w, 20w;
  • Летние масла: SAE 30, 40, 50.

Всесезонные масла имеют смешанную спецификацию, то есть сочетают в себе как зимние, так и летние параметры вязкости, разделенные в обозначении прочерком: SAE 0w-30, 0w-40, 5w-30, 5w-40, 5w-50, 10в-30, 10в-40, 15в-40, 20в-50.

Как вы, наверное, уже догадались, практически все масла, продаваемые сегодня, всесезонные и имеют смешанную спецификацию.

Вот мы и перешли сразу к расшифровке того, что означают цифры вязкости масла. В обозначении вязкости SAE цифры означают следующее:

  1. Первая цифра (зимняя настройка), например 0w, указывает на минимальную безопасную температуру холодного пуска. Это означает, что чем ниже первое число, тем ниже рассчитано масло.
  2. Вторая цифра (летний параметр) указывает на возможность использования масла при определенных температурных режимах.

Мифом является то, что цифры параметра вязкости летнего масла указывают на температуру максимально допустимой среды, при которой может эксплуатироваться автомобиль. Например, масло с вязкостью 5w-30 рассчитано на температуру +30°С. Это неправда! Эти цифры никак не связаны с температурой окружающей среды. Помните, что летний параметр – это условные числа и они не имеют никакого отношения к окружающей среде.

Зависимость вязкости масла от температур

Как ни странно, от его вязкости зависит не только возможность использования масла в определенном диапазоне температур, но и срок его службы, а следовательно, и периодичность замены. С чем это связано?

Присадки, повышающие вязкость, обеспечивают необходимую вязкость масла. Они представляют собой длинные синтетические цепи с разным поверхностным натяжением с обеих сторон. Чем ниже температура, тем больше они сворачиваются в «шарик» и придают маслу необходимую текучесть при отрицательных температурах.

В описаниях моторных масел часто пишут: «Облегчает запуск двигателя при низких температурах». Это та самая способность вязких добавок сворачиваться в «шарик».

Как изменяется вязкость масла при повышении температуры? При этом «шарики» загустителей, наоборот, разворачиваются в цепочки и произвольно ориентируются во всем объеме масла, придавая высокую вязкость при высоких температурах.

Длина цепочек вискозиметрических присадок зависит от вязкости масла: чем больше интервал между зимними и летними параметрами, тем длиннее цепочка. Также, если сравнить длину масляной цепи 5w-30 и 5w-40, то она будет во много раз больше (не в процентах, а в несколько раз).

Чем длиннее цепь, тем на меньшее количество складываний и раскладываний она рассчитана. После определенного количества повторений эти цепи начинают разрушаться, масло теряет свою вязкость и подлежит замене. Именно от длины этой цепи в основном зависит интервал замены масла.

Конечно, большое влияние на частоту замены масла оказывают и другие пакеты присадок. Но об этом мы поговорим в другой раз, а сейчас рассматривать не будем.

Помните самое главное: чем больше интервал между параметрами вязкости зимнего и летнего масла, тем короче интервал замены масла. Наоборот.

Возьмем наглядный пример. Совсем недавно у некоторых дилеров при гарантийном обслуживании заливали в автомобили масло 5w-50 на 15000 км, аргументируя это тем, что это крутое, современное масло, сделанное для спортивных режимов.

Да, это очень крутое современное масло, и сделано оно специально для спортивных режимов. Но он не рассчитан на 15 000 км. Менять надо через пять, ну максимум – через шесть тысяч километров, потому что вискомуфта длинная, и вскоре после этих 5-6 тысяч км она начнет разрушаться. Имейте это в виду.

Холодный старт

Критерий вязкости очень важен при запуске двигателя при отрицательных температурах. Компетентные специалисты утверждают, что каждый холодный пуск двигателя – это минус 400-500 км от общего ресурса. Вот что мороз делает с металлом. Увеличивается износ деталей, расширяются отверстия, ослабевает прочность масляной пленки.

Если кто-то думает, что износа при прогреве нет, то глубоко ошибается. Даже на холостом ходу машина изнашивается, возникает усталость металла, коррозия выползает сквозь толщу грунтовки, лака, антикоррозийной обработки.

Международный стандарт вязкости масел

О важности такого свойства, как вязкость масла, известно еще с момента выпуска первого автомобиля. С тех пор инженеры пытались классифицировать смазочные материалы. Исходя из определенных качеств, все имеющиеся масла были разделены на следующие виды:

  • смазочные материалы с низкой вязкостью
  • средней вязкости
  • тяжелый

После изобретения приборов, пригодных для определения вязкости, Американским обществом автомобильных инженеров (SAE.

Данная классификация моторных масел в процессе своего развития претерпела определенные изменения и на сегодняшний день представляет 11 классов вязкости.

Их полный список выглядит следующим образом:

  1. САЕ 0 Вт;
  2. САЕ 5 Вт;
  3. САЭ 10 Вт;
  4. САЭ 15 Вт;
  5. САЭ 20 Вт;
  6. САЭ 25 Вт;
  7. САЕ 20;
  8. САЕ 30;
  9. САЭ 40;
  10. САЕ 50;
  11. САЕ60.

В связи с этим классы вязкости моторных масел оказались в спецификации SAE по классу вязкости, который определяется по условиям, приближенным к реальным. В результате масла разделились на летние и зимние типы.

Летние смазки не имеют буквенного обозначения и имеют более высокую вязкость, вследствие чего обеспечивают качественную смазку всех деталей двигателя при высоких температурах окружающей среды.

Но при низких температурах такие масла становятся слишком густыми и создают серьезную проблему при запуске холодного двигателя.

Зимнее масло менее вязкое, поэтому проблем с холодным пуском двигателя не возникает. Но в жаркое время года он становится слишком жидким, поэтому не способен дать должной защите деталям силового агрегата.

Благодаря изобретению всевозможных присадок появилась новая категория масел, сочетающая в себе хороший баланс зимних и летних свойств. Такие смазки называются всесезонными.

Что более вредно для мотора – высокая или низкая вязкость?

  • Сразу стоит отметить в сотый раз: показатель вязкости моторной смазки должен соответствовать нормам производителя автомобилей. И это не зависит от возраста двигателя, расстояния, размера кошелька или «солидного» мнения сервисменов.
  • Простейшей парой трения в двигателе для автовладельцев является цилиндр и поршень, поэтому мы и берем для нашего интеллектуального рассмотрения именно эту пару.
  • Вязкость масла – важный параметр, который написан на таре буквами SAE. Уже много лет прошло то время, когда по индексу вязкости можно было понять, какое это масло, полусинтетическое или чисто синтетическое. Водители со стажем наверняка еще помнят, когда масло SAE продавалось в магазинах. В те времена все было понятно и доступно даже новичкам: 15w-40 — минеральная смазка, 10w-40 уже относится к категории полусинтетических смазок с большим количеством присадок, а 5w-40 — чисто синтетическая смазка.
  • В 2019 году все совсем по-другому. На рынке можно поискать и купить полусинтетику стоимостью 15w-40 или взять чистую синтетику за 10w-40.
Читайте также:
Ремень ГРМ Рено Меган 2

Слишком низкая вязкость: опасна ли она?

Низкая вязкость может убить бензиновые и дизельные двигатели. Этот факт объясняется тем, что при повышенных рабочих температурах и нагрузках на двигатель увеличивается текучесть обволакивающей пленки, в результате чего и без того жидкая защита просто «оголяет» детали. Результат: увеличение силы трения, увеличение расхода топлива, деформация механизмов. Длительная эксплуатация автомобиля, заправленного маловязкой жидкостью, невозможна – он практически сразу заблокируется.

Некоторые современные модели двигателей предполагают использование так называемых «энергосберегающих» масел с пониженной вязкостью. Но использовать их можно только при наличии специальных допусков от автопроизводителей: ACEA A1, B1 и ACEA A5, B5.

Что на самом деле могут значить данные буквы и цифры? Попробуем понять

  • По современной классификации SAE моторные смазки следует делить на зимние (это емкости, имеющие на этикетке значение «w»), летние и многосезонный вариант.
  • Стандарты вязкости классических смазочных материалов указаны так
  • Зимние масла имеют следующую маркировку (зависит от температуры): SAE 0w, 5w (и другие).
  • У лета свои условия.

Также стоит отметить многосезонные смазки – они выпускаются в смешанной спецификации, другими словами, сочетают в себе разные параметры вязкости и имеют штриховое деление: SAE 0w-30, 0w-40 (и другие).

Как я думаю, читатели уже поняли, практически все упомянутые моторные смазки, представленные в настоящее время в продаже, можно считать универсальными.

Виды масел в зависимости от температурного режима

Вязкость определяется по международному стандарту SAE J300 и делит все смазочные материалы на три основных типа – летние, зимние и всесезонные.

К летним маслам относятся масла со следующим индексом SAE:

  • тридцать;
  • 60.

Зимние смазки имеют свои преимущества:

  • низкие затраты;
  • низкая вязкость, благодаря чему запуск холодного двигателя при минусовой температуре лучше, чем при использовании всесезонных жидкостей;
  • высокая устойчивость к разрушению.

К ним относятся следующие виды:

  • САЕ 0 Вт;
  • САЕ 5 Вт;
  • САЭ 10 Вт;
  • САЭ 15 Вт;
  • САЕ 20 Вт.

Наиболее распространены всесезонные жидкости. У них тоже есть свои преимущества, и главным из них следует считать использование в любое время года. Благодаря полимерным добавкам, присутствующим в составе, он способен изменять степень вязкости по отношению к температуре окружающей среды. Кроме того, оно обладает хорошими энергосберегающими свойствами, благодаря чему силовой агрегат в жаркую погоду работает более экономично, чем при использовании летних масел.

Полный сезон:

  • SAE 0W-30;
  • SAE 0W-40;
  • SAE 5W-30;
  • SAE 5W-40;
  • SAE 10W-30;
  • SAE 10W-40;
  • SAE 15W-40;
  • САЕ 20W-40.

Благодаря идеально сбалансированным характеристикам все сезоны показывают хорошие результаты в работе при критических температурах.

Чтобы выбрать масло наиболее подходящей вязкости для двигателя вашего автомобиля, следует опираться на два основных показателя:

  • в каких климатических условиях эксплуатируется автомобиль;
  • сколько лет двигатель в эксплуатации.

Исходя из первого показателя, для регионов с высокими температурами воздуха следует выбирать жидкости с более высоким показателем вязкости. Этот параметр представлен цифрой перед буквой «W».

Так, например, при эксплуатации автомобиля при температуре воздуха от -10 до +45 следует выбирать SAE 20W-40.

Второй параметр: в этом случае следует выбирать смазку по сроку службы используемого двигателя. Так что для нового двигателя следует выбирать масло с меньшей вязкостью, а для более старого двигателя более вязкое масло. Это необходимо для того, чтобы более развитые детали, у которых между собой значительно увеличились промежутки, могли более-менее нормально функционировать.

Помните, что любая смазка содержит показатели вязкости как при низких, так и при высоких температурах, поэтому это необходимо учитывать при выборе. Чем выше первая цифра (перед буквой W), тем ниже будет рабочий диапазон при низких температурах. Для проведения расчетов необходимо от числа 40 отнять первый показатель смазки.

Например, жидкость с вязкостью 5W20 имеет температурный диапазон от -35°C до -30°C.

Второе число, стоящее после буквы «W», дает понятие высокотемпературной вязкости. Если не вдаваться в технические подробности, то можно сказать так – чем больше второе значение – тем выше вязкость масла при высоких температурах.

Как выбрать моторное масло по вязкости

На страницах этого сайта мы уже поднимали вопрос, какое масло лучше заливать в двигатель. Но речь шла о технике (синтетика, полусинтетика, минералка). А теперь более подробно остановимся на выборе масла в зависимости от его вязкости.

Самая точная информация о вашем автомобиле содержится в сервисной книжке. Какая вязкость масла там указана, такую ​​и надо использовать. И от первой смены до последней.

Бытует мнение, что чем старше автомобиль, тем гуще моторное масло нужно заливать в него. Это не совсем правда. Точнее, верно, но не для всех.

Во-первых, есть ряд двигателей (например, 16-клапанный Ford Zetec), которые можно заливать только маслом с вязкостью 5W-30. Так вот, в таких двигателях даже масло с вязкостью 5W-40 можно использовать только для заливки.

Это связано с конструктивными особенностями таких двигателей, которые имеют длинные и тонкие каналы смазки. Масляному насосу труднее проталкивать густое масло по таким каналам, и двигатель может работать в условиях масляного голодания (особенно зимой и при пуске). А это приводит к повышенному износу трущихся деталей и снижению ресурса двигателя.

Во-вторых, у многих автомобилей в сервисной книжке указаны две вязкости. Здесь вы можете выбрать между ними. Намеренно загущать масло можно только после проверки состояния двигателя и консультации со смотрителем. Как правило, это случаи, когда двигатель нуждается в ремонте, а вы по ряду причин не готовы его ремонтировать. В этом случае можно продлить «муки» двигателя, перейдя на более вязкие масла.

В остальных случаях, если двигатель в порядке и все системы, связанные с ним, в порядке, заливайте масло с характеристиками, рекомендованными производителем автомобиля, и ваш «железный конь» будет жить долго и счастливо.

Кинематическая и динамическая вязкость масла

Вязкость моторного масла: что означают цифры (расшифровка) и как выбрать масло по вязкости?

Это те индикаторы, о которых я говорил в начале статьи. От них зависит установленная вязкость по SAE, те самые цифры, которые производитель указывает на таре.

Кинематическая вязкость показывает текучесть масла при температуре 40 и 100 градусов. Измеряется капиллярным вискозиметром – определяется время истечения жидкости при определенной температуре. Указанный мм2/с.

Динамическая вязкость также измеряется эмпирически. Он показывает сопротивление маслянистой жидкости, возникающее при движении двух слоев масла, отстоящих друг от друга на расстояние 1 см и движущихся со скоростью 1 см/с.Эта величина измеряется в Паскалях-секундах. Как видно из таблицы выше, для разных вязкостей масел температура определения динамической вязкости различна.

Что означает динамическая и кинематическая вязкость

Кинематическая вязкость – два показателя, в пределах которых должно находиться масло, чтобы принадлежать к той или иной категории SAE. Динамическая вязкость показывает, при какой температуре масло обеспечит безопасный запуск двигателя. Чем ниже фактическое значение от принятого верхнего барьера, тем ниже будет температура, при которой будет безопасно запускать двигатель на указанном масле.

Например, масло 10W при -25 градусах должно иметь динамическую вязкость не более 7000. То есть, если фактический индекс масла почти 7000, запускать двигатель при -25 уже не рекомендуется, лучше не ниже -20. Но есть масло, которое показывает динамическую вязкость 6500, тогда оно годно уже при -25, 6000 – ниже -25 и так далее.

Читайте также:
Как снять передний бампер Лада Калина

Наглядное пособие по вязкости моторного масла относительно температуры

Чтобы водителю было легче воспринимать информацию и вовремя ее обрабатывать, приведем пример табличного варианта:

SAE 0 Вт: -40 – -15;

5Вт: -35 – -15;

10Вт: -30 – 0;

15Вт: -25 – +5;

20Вт: -15 – +15;

30: -5 – +35;

40: +10 – +40;

0W-30: -40 – +35;

0W-40: -40 – +40;

0W-50: -35 – +50;

5W-30: -35 – +35;

5W-40: -35 – +40;

5W-50: -35 – +50;

10W-30: -30 – +35;

10W-40: -30 – +40;

10W-50: -30 – +50;

15W-30: -25 – +35;

15W-40: -25 – +40.

Итак, исходя из данных видно, что чем выше индекс, тем толще масляная пленка, а значит и вязкость.

Немножко самодеятельности

Однако остается один вопрос. Насколько отличаются эксплуатационные характеристики масел одной вязкости, но разных производителей? Это вопрос, на который невозможно ответить без лабораторных исследований. Но многие автолюбители, особенно в холодных регионах, проводят собственные измерения, строя самодельные приборы для сравнительного определения вязкости. Наиболее очевидной конструкцией является шариковый вискозиметр. Время падения стального шарика в стеклянной трубке (диаметр шарика лишь немного меньше диаметра трубки), наполненной маслом, косвенно указывает на вязкость продукта. Кстати, аналогичный принцип используется в профессиональных приборах, например, в вискозиметрах Гепплера. Мы сделали такой же. Точно измерить, сколько пуаз или сантистоксов в масле, не удастся, но это позволит сравнить вязкость нескольких масел в идентичных условиях.

В какой из труб стальной шарик быстрее достигнет дна, там вязкость жидкости ниже. А если вы приобретете маслобак неизвестного производителя, организовать простейшие испытания не составит труда. Допустим, в одну пробирку наливаем проверенное масло, в другую новое, затем ставим все в морозилку (или даже в сугроб), а после выдержки поворачиваем пробирки и следим за плавным опусканием шариков . Там, где мяч опускается медленнее, вязкость выше.

Игра нам сразу понравилась. Если при комнатной температуре шарики проходят трубу довольно быстро, то при минус тридцати (ниже мы не лезли) их подвижность падает настолько, что сразу хочется пересесть на общественный транспорт: жалко двигатель… В в любом случае рекомендуем всем любителям экспериментировать с неизвестными маслами, рекомендуем соорудить себе нечто подобное, прежде чем заливать в двигатель неизвестную жидкость. Ясность эксперимента гарантируется.

Но с машиной экспериментировать не стоит. В любом случае, мы настоятельно рекомендуем прислушиваться к рекомендациям производителя двигателя, а не лубрикаторов. Выше мы описали, в каких случаях и в каких рамках допустимо от них несколько отступать.

НАШЕ УПОМИНАНИЕ

Существует динамическая вязкость и кинематическая вязкость. Динамика измеряется в паскалях-секундах (Па с), а также в пуазах (1 Р = 0,1 Па с). Он характеризует сопротивление, которое оказывает масло при попытке сдвинуть один из слоев по отношению к другому. По сути, это обратная величина текучести. На практике чаще используется кинематическая вязкость, измеряемая в м²/с, в стоках (1 Ст = 10–4 м²/с) или сантистоксах (1 сСт = 10–6 м²/с).Кинематическая вязкость — это отношение между динамической вязкостью и плотность масла.

Последствия: что будет при неправильном выборе?

  1. Если вместо рекомендуемой смазки 5W40 залить 5W30, низкая вязкость уменьшит толщину масляной пленки. Это приведет к увеличению нагрузки и трения между узлами агрегата, что приведет к их быстрому износу (например, цилиндров и поршневых колец). Также угар моторного масла с индексом 30 больше, чем с индексом 40, а это значит, что смазку 5W40 следует менять реже по сравнению с 5W30.
  2. Если вместо рекомендованной смазки 5W30 залить 5W40, масляная стенка будет толстой, что приведет к смазыванию всех деталей агрегатов ДВС. Но процесс раздачи масла будет затруднен из-за повышенной вязкости. Это приведет к увеличению силы трения, повышению температуры в двигателе и ускоренному износу компонентов.

моторное масло 5w30 или 5w40 синтетика
Что будет, если не менять масло в двигателе

Расшифровка маркировки 5W30

В первую очередь следует отметить, что маркировка, позволяющая быстро определить основные свойства смазки, осуществляется по общепринятой международной классификации SAE.

В соответствии с этим стандартом для моторного масла 5W30 первая цифра «5» указывает на вязкость при низких температурах, а вторая «30» — на параметр текучести при низких температурах.

Продукт всесезонный, что является причиной высочайшей популярности у автомобилистов. На самом деле универсальность масла свидетельствует о том, что его можно использовать в двигателях, работающих на разных видах топлива. А температурный диапазон использования охватывает практически все климатические зоны нашей страны.

Преимущества и недостатки

Полностью синтетическое масло обладает отличными техническими характеристиками. Масло 5W30 идеально подходит для автомобилей, которые ездят в городских условиях движения, когда на них воздействуют достаточно агрессивные внешние факторы.

Моторные масла серии 5W30 обладают уникальными свойствами, которые обеспечиваются введением в продукт специальной многокомпонентной присадки.

Эти присадки позволяют обеспечить высший уровень улучшенной защиты силового агрегата от преждевременного износа, в том числе:

  • Антикоррозийная стойкость;
  • Устойчивость к окислительным процессам;
  • Отличные моющие свойства;
  • Высокая степень отделения влаги.

После заливки масла 5W30 в систему смазки образуется прочная пленка, устойчивая к различным видам нагрузок, на всех подвижных и неподвижных частях двигателя. Он также обеспечивает высочайший уровень защиты деталей от всевозможных нагрузок.

марка 5W30

А достаточно высокий уровень вязкости прекрасно сбалансирован показателями текучести. Результат – силовой агрегат надежно защищен как при холодном пуске при низких отрицательных температурах, так и при работе на максимальной нагрузке.

Все вышеперечисленные характеристики придали полностью синтетическому моторному маслу 5W30 повышенную популярность среди самого широкого круга автомобилистов. При правильной эксплуатации, соблюдении рекомендаций производителя и соблюдении всех основных параметров применения масло 5W30 не имеет недостатков. Как и аналоги!

японское масло 5 W30

Масляная основа и присадки

Автомобильные масла состоят из масляной основы и присадок. Присадки – это специальные вещества, которые добавляются в масло для улучшения его свойств.

Основа масла это:

  • минеральная;
  • гидрокрекинг;
  • полусинтетика (смесь минералки и синтетики);
  • синтетические (направленный синтез).

В современных маслах доля присадок составляет 15-20%.

По назначению добавка делится на:

  • моющие и диспергирующие – не дают слипаться мелким остаткам (смолы, битум и т.п.) и при наличии щелочи в составе нейтрализуют кислоты, не дают уплотняться шламовым отложениям;
  • противоизносные – создают защитный слой на металлических деталях и снижают износ трущихся поверхностей за счет снижения трения;
  • индекс – повышают вязкость масла при высоких температурах, а при низких повышают его текучесть;
  • пеногасители – уменьшают образование пены (воздушно-масляной смеси), ухудшающей теплоотвод и качество смазки;
  • модификаторы трения – уменьшают коэффициент трения между металлическими деталями.

Минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла

Нефть представляет собой смесь углеводородов с определенной углеродной структурой. Они могут быть соединены между собой в длинные цепочки или разветвлены. Чем длиннее и прямее углеродные цепи, тем лучше масло.

Минеральные масла получают из нефти разными способами:

  • самый простой способ – перегонка нефти с экстракцией рафинатов растворителем;
  • более сложный метод – гидрокрекинг;
  • еще более сложным является каталитический гидрокрекинг.

Синтетическая нефть получается из природного газа за счет увеличения длины углеводородных цепей. Таким образом легче получить более длинные цепочки. «Синтетика» — намного лучше, чем минеральные масла, примерно в три-пять раз. Единственный минус – очень высокая цена.

«Полусинтетика» — смесь минерального и синтетического масел.

Основные параметры вязкости

Одним из основных параметров являются низкотемпературные показатели.

К этим показателям относятся следующие:

  • проворачивание;
  • прокачиваемость.

Первый определяет диапазон текучести при низких температурах и указывает, какой должна быть максимально допустимая динамическая вязкость. Последнее позволяет коленчатому валу вращаться с частотой, обеспечивающей хороший запуск двигателя.

Читайте также:
Система охлаждения ЗМЗ 406 инжектор: продуманные технологии от перегрева двигателя

Прокачиваемость всегда имеет значение на 5°C ниже требуемого. Это необходимо для того, чтобы масляный насос не начал качать воздух из-за чрезмерного загустевания смазывающей жидкости. Параметры прокачиваемости не должны превышать 60 000 мПа*с.

Если вы хотите понять, как определить вязкость моторного масла, вам следует ознакомиться с таким понятием, как спецификация SAE. Это принятый в большинстве стран стандарт, определяющий необходимый уровень вязкости смазки для конкретного температурного режима.

Какая вязкость больше всего подходит для двигателя

Как правило, большинство автомобилистов считают, что высокая вязкость при высоких температурах – лучший показатель. Особенно всех радует, что такие масла используются для спортивных автомобилей. Увы, эти показатели не смогут превратить старую буханку в гоночную машину, а вот испортить двигатель таким составом можно за считанные дни.

Специалисты рекомендуют ни в коем случае не заливать в двигатель масло, вязкость которого не соответствует рекомендациям производителя автомобиля. Дело в том, что только производитель способен учесть режим движения конкретного автомобиля и рассчитать нужную вязкость масла.

А чтобы окончательно убедить водителей не использовать «не подходящее», масло, в 2008 году был проведен официальный эксперимент, результаты которого позже появились на страницах известного журнала «За рулем». Один из участников гонок по бездорожью залил в двигатель некогда популярной «восьмерки» высокотемпературное масло вязкостью 50 единиц. В результате производительность автомобиля упала, а износ двигателя значительно увеличился.

Кроме того, каждое масло имеет свои характеристики, основанные на производителе продукта. Рассмотрим самые популярные из них.

Стабилизаторы густоты масла

Из-за постоянной температурной перегрузки вязкость масла постепенно начинает снижаться. А восстановить его помогут специальные стабилизаторы. Их можно использовать в двигателях любого типа, износ которых достиг среднего или высокого уровня.

Стабилизаторы позволяют:

  • повысить вязкость защитной пленки,
  • уменьшить количество нагара и отложений на цилиндрах двигателя,
  • снизить выбросы вредных веществ в атмосферу,
  • восстановить защитный масляный слой,
  • добиться «бесшумности» в работе двигателя,
  • предотвращают процессы окисления внутри корпуса двигателя.

Использование стабилизаторов позволяет не только увеличить период между заменами «масла», но и восстановить утраченные полезные свойства защитного слоя.

Что происходит, когда вязкость масла выше нормы

Если вязкость выше нормы, вязкость масла не упадет до значения, рассчитанного инженером, даже при уже прогретом двигателе. В условиях нормальной нагрузки температура двигателя будет повышаться до тех пор, пока вязкость не вернется к норме. Из этого следует вывод – рабочая температура при эксплуатации плохо подобранного моторного масла будет постоянно повышаться, что увеличивает износ деталей и агрегатов двигателя.

При большой нагрузке – при экстренном разгоне или на затяжном крутом подъеме температура двигателя поднимется еще выше и может превысить температуру, при которой масло сохраняет свои рабочие характеристики. Он будет окисляться, и в нем будет образовываться нагар, копоть, кислоты.

Еще одним недостатком слишком вязкого масла является то, что часть мощности двигателя будет теряться из-за больших сил прокачки в системе.

Циферно-буквенные символы обозначения вязкости моторного масла

Каждая покупка для неопытного автовладельца превращается в попытку разгадать загадочные символы. Для упрощения прочтите пример. Старт начинается с аббревиатуры SAE, за которой следует ряд букв и цифр.

Всего есть три варианта:

  • с одной буквой: считается чисто зимний вариант моторного масла. САЕ 5 Вт.
  • без буквы: аналогично, только лето. САЕ 40.
  • смешанный тип: универсальное, всесезонное моторное масло. САЕ 5W40. Для упрощения процедуры выбора, увеличения продаж производители постепенно переходят на смешанный тип. Мотивация очередным улучшением и уходом за автомобилем.

В этом примере 5W означает низкую вязкость. Жидкость рекомендуется использовать при температуре не ниже -35°С. Алгоритм такой, от стандартного числа «40» отнимаем то, что написано, получаем исходную степень. Вуаля. Если градусный показатель ниже, двигателю, стартеру будет сложнее провернуть коленчатый вал со всеми механизмами.

Таинственная вторая цифра указывает на вязкость при стандартной рабочей температуре 110-140°С. Чем он выше, тем выше ставка, и наоборот. Чтобы не класть свой двигатель «на лопатки», внимательно смотрите на показатели в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Интересный факт: профессиональные автослесари из популярного журнала «За рулем» провели реальный опыт замены жидкости. Сначала фиксировались показатели по мощности, расходу топлива и выбросам в окружающую среду при смазке вязкостью 40 единиц.

После этого в Жигули заливали масло с индексом вязкости 50 единиц. Через некоторое время показатели начали стремительно снижаться. Это означает, что не следует ничего заливать в двигатель. Имейте это в виду для следующего технического обслуживания. Речь не идет об отечественной машине, иномарка покажет идентичные показатели.

В чем разница между 5w30 и 5w40

Как уже было сказано, масло 5w40 более вязкое и менее текучее при высоких температурах. То есть при прохождении поршня на стенках цилиндров остается более толстая пленка, чем при использовании 5w30. В этом принципиальная разница между 5w30 и 5w40, так как они ведут себя одинаково при низких температурах. Однако более толстая пленка не всегда является плюсом.

Маркировка 5w30 и 5w40 на таре с маслом

Маркировка моторного масла 5w30 и 5w40 на таре

Что произойдет, если использовать в двигателе масло с более высокой или более низкой высокотемпературной вязкостью, чем указано в руководстве по эксплуатации:

  • При более высокой вязкости образующаяся пленка на внутренних поверхностях будет больше, чем необходимо. В некоторых местах смазка может не течь из-за чрезмерной вязкости. Это, конечно, плохо: может грозить преждевременным износом деталей, еще большим повышением рабочей температуры двигателя. Такие проблемы грозят, если заливать этикетку 5w40, где рекомендуется 5w30.
  • В обратном случае (при использовании 5w40 вместо 5w30) на угар расходуется меньше смазки. В принципе, это продлевает межсервисный интервал, на что указывают некоторые производители и продавцы моторных масел. Однако если производитель автомобиля рекомендовал 5w40, то марка 5w30 может образовывать слишком тонкую пленку на рабочих поверхностях. В результате может происходить слишком быстрый износ стенок цилиндров двигателя и поршневых колец.

Что мы видим на этикетке

При покупке моторного масла важно внимательно изучить информацию на упаковке.

Вязкость моторного масла: что означают цифры (расшифровка) и как выбрать масло по вязкости?
Вязкость моторного масла: что означают цифры (расшифровка) и как выбрать масло по вязкости?

Здесь доступна следующая информация:

  1. Спецификация API и ACEA, по которой можно предварительно определить качество продукта и его применимость. Важно убедиться, что требования производителя к классу соответствуют тому, что заявляет производитель.
  2. Технологические свойства. Производитель часто указывает, что масло изготовлено с учетом современных технологий и соблюдения действующих международных патентов. Это свидетельствует об особых свойствах моторного масла и его способности справляться с любыми нагрузками.
  3. Допуски (одобрения) для производителей. Некоторые производители рекомендуют использовать определенные виды смазок. Например, может быть указано, что товар соответствует стандартам Peugeot, Opel, BMW и других марок.
  4. Название продукта и химический состав. Здесь нужно смотреть на тип масла, например синтетическое, минеральное или полусинтетическое. В противном случае эти данные не имеют большого значения.
  5. Штрих-код. С его помощью легко оценить, в какой стране произведен продукт, убедиться в его оригинальности и получить дополнительную информацию.
  6. Область применения. Производитель должен указать транспорт, для которого предназначено данное изделие. Например, для легковых автомобилей с бензиновыми двигателями.
  7. Номер партии и дата производства. Это также помогает сделать выбор, когда возникают трудности.
  8. Псевдомаркировка. Многие производители используют разные надписи на упаковке для привлечения внимания покупателей. Однако практического применения они не имеют.
  9. Специальные категории.
  10. Индикация вязкости. Считается важнейшим параметром, по которому можно судить о возможности использования моторного масла в определенный сезон и применительно к определенному модельному ряду. Важно следить за тем, чтобы указанный класс соответствовал запросам производителя.

Вязкость моторного масла: что означают цифры (расшифровка) и как выбрать масло по вязкости?

В совокупности вышеперечисленные характеристики позволяют принять решение о покупке смазочных материалов и, как следствие, избежать негативных последствий для двигателя.

Вязкость моторного масла: что означают цифры (расшифровка) и как выбрать масло по вязкости?