Аккумулятор не заряжается от генератора и зарядного устройства: причины и ошибки, что делать

Содержание

Что делать, если генератор не даёт зарядку на аккумулятор

Практически во всех автомобилях за питание бортовых систем и зарядку аккумулятора отвечают следующие элементы:

  • генератор со встроенным выпрямителем;
  • релейный регулятор;
  • поменять узлы и провода.

Список, на первый взгляд, небольшой, но диагностика причины отсутствия зарядки и устранение неполадок могут вызвать определенные трудности.

Возможные неисправности и их решение

Для начала выясним, почему генератор не заряжается. Много причин:

Ремень привода генератора порван, изношен или ослаблен. В этом случае либо генератор вообще не работает, либо вырабатываемого им тока недостаточно для зарядки аккумулятора. Он питает бортовые системы, но не заряжает аккумулятор. Изношены щетки генератора. При этом, как правило, генератор вообще ничего не выдает, и вся нагрузка ложится на плечи аккумулятора. Плохой контакт. Обычно это касается цепей возбуждения генератора (см ниже), но причиной проблемы могут стать и клеммы аккумулятора или проводка бортовой сети. Выход из строя диодов. Очень частая причина неосторожного «закуривания». При выходе из строя даже нескольких диодов напряжения бортовой сети будет недостаточно для полноценной зарядки аккумулятора. Выход из строя всего моста, что не редкость, приведет к полному выходу из строя системы электроснабжения, и вся нагрузка ляжет на батарею. Неисправно реле-регулятор. Тут может быть два варианта. Первый — реле в открытом виде. В этом случае аккумулятор не заряжается от генератора и берет на себя всю нагрузку по питанию бортовых систем. Второй — реле замкнуто. Генератор выдает очень высокое напряжение (выше 14,5 В). Аккумулятор получает большой зарядный ток и «кипит», сгорают встроенные системы. Перегорел предохранитель. В некоторых моделях автомобилей питание катушки возбуждения генератора осуществляется через отдельный предохранитель. Если он выходит из строя, генератор не вырабатывает напряжение и аккумулятор не заряжается.

Небольшая длительность поездки

Если вы едете зимой на короткие расстояния, аккумулятор быстро разряжается. Если, например, поездка на рабочее место длится около десяти минут, то аккумулятор не в состоянии окупить затраты энергии, связанные с запуском двигателя за столь короткое время. Если ездить зимой на небольшие расстояния, выход следующий. Вы должны водить машину не менее 2 раз в неделю не менее получаса в день. Это предотвратит преждевременный разряд батареи. Если об этом не может быть и речи, необходимо поставить аккумулятор на стационарную зарядку. После этого аккумулятор долго не будет разряжаться, даже если немного погонять.

Основные причины плохой зарядки батареи

Предлагаем ознакомиться с основными причинами неисправности, при которой нет заряда в аккумуляторе:

  1. На блок не подается напряжение из-за окисления клемм. Со временем клеммы окисляются, на них образуется налет, препятствующий прохождению напряжения. Чтобы найти причину, следует визуально осмотреть устройство, в частности речь идет о клеммах. Если вы увидели, что на них есть налет, это говорит о наличии окисления, которое способствует образованию резистентности.
    Решить проблему можно удалением окисления мелкозернистой наждачной бумагой или железной щеткой. Причем снимать надо именно налет, а не свинцовый слой на клеммах, иначе последний может произвольно уменьшиться при возникновении вибраций.
  2. Как упоминалось выше, плохая зарядка может быть вызвана растянутым или оборванным ремнем привода генераторной установки. Если ремень слишком ослаблен, он может соскользнуть с вала. Можно попробовать подтянуть ремешок, но, как правило, ремешок при износе подлежит замене. Проблема со скольжением может возникнуть при попадании влаги на ремешок или шкив, по которому он катится, это может привести к ослаблению сцепления. При наличии следов влаги ремень и шкив необходимо просушить.
  3. Если вы столкнулись с проблемой перегрева аккумулятора, есть вероятность, что такая неисправность связана с окислением проводов генераторного блока. В этом случае можно попробовать почистить провода, а также контакты и клеммы подключения, но не всегда причина в окислении. Нельзя исключать проблему обрыва или перегорания контактов, причем последнее является следствием перенапряжения в системе. При прогаре обычно присутствует ярко выраженный симптом – запах гари в салоне или в подкапотном пространстве. Прежде чем менять сгоревший разъем или провод, необходимо точно определить причину неисправности, иначе замененные разъемы также могут быстро сгореть.
  4. Если аккумулятор был куплен несколько лет назад, он может не успеть восполнить заряд от генератора. Эта проблема особенно актуальна, если пробег между пусками двигателя небольшой. За слишком короткое время генераторная установка просто не успевает оптимально зарядить аккумулятор.
  5. Сульфатация пластин. Сульфатация происходит в результате естественного или повышенного износа аккумулятора. При сульфатации пластины постепенно начинают разрушаться и крошиться, восстановлению не подлежат.

Причины недозаряда АКБ генератором и способы их устранения

Поскольку генератор и электрическая цепь, отвечающая за зарядку аккумулятора, состоит из множества компонентов, причин недозаряда аккумулятора может быть несколько. Опишем самые распространенные из них.

Перегрузки генератора

Одной из основных причин, по которой генератор не дает достаточного заряда аккумулятору, является его банальная перегрузка. В штатной комплектации такой ситуации обычно не возникает, но если с пятки подключить к бортовой сети энергоемкие гаджеты (смартфон, регистратор, навигатор, более мощные фары и так далее), то ситуация может измениться к худшему.

Установка более мощного аккумулятора (например, 70-амперного вместо аккумулятора на 55-60 А) также приведет к постоянному отсутствию зарядного тока.

Так что, прежде чем увеличивать нагрузку на бортовую сеть, не поленитесь узнать мощность генератора и суммарную потребляемую мощность всех потребителей — это избавит вас от сыпи.
Измерение параметров генератора

Плохой или ослабленный контакт

Такая неприятность возникает при сильном загрязнении контактных колец и щеток. Ослабление контакта может происходить и из-за уменьшения давления на щетки со стороны ослабленной пружины. Наконец, щетки могут просто застрять. Все эти проблемы могут вызвать увеличение сопротивления возбуждения. Проблема устраняется своевременной очисткой загрязненных элементов, при наличии окислов на кольцах их удаляют наждачной бумагой.

Обрывы в обмотке

Еще одной причиной, по которой генератор не заряжает аккумулятор, является наличие обрыва обмотки возбуждения. Диагностируется такая неисправность достаточно просто – достаточно приложить руку к корпусу – в таких случаях он сильно нагревается. Для уточнения диагноза вместо щетки конец обмотки подключают к клемме генератора, а затем мультиметром измеряют ток через аккумулятор. Если показания равны нулю, происходит пауза. Для поиска проблемной обмотки к каждой катушке по очереди подключают выводы батареи и повторяют измерения. Если обрыв внешний, можно попробовать починить паяльником. В противном случае катушка меняется полностью.

Замыкание генератора

В отличие от обрыва, короткое замыкание в любой части обмотки приведет к выходу из строя всего устройства. Чаще всего короткое замыкание происходит в месте соединения контактных колец и обмотки. Метод проверки: к сердечнику ротора и контактному кольцу подключаем 5-вольтовую лампу, при коротком замыкании лампа загорится. Ошибка устраняется заменой генератора (как вариант — заменой обмотки).

При частичном разрушении изоляции в обмотках статора генератор начнет сильно греться, аккумулятор будет заряжаться полностью только на высоких оборотах. Такие же признаки будут наблюдаться при замыкании статора на корпус агрегата. В таких случаях самым простым решением является замена генератора.

Механические поломки

Если аккумулятор не заряжается, причины могут быть механическими. Чаще всего в таких случаях виновником является ослабленный ремень динамо. Эта проблема легко диагностируется – при натяжении приводного ремня сильно нагревается шкив. Проблема решается заменой ремня.
Ремень генератора и ролик натяжителя

Также следует проверить клеммы аккумулятора — если они окислились, то это и есть причина недозаряда. Причина может заключаться в плохих контактах в местах крепления проводов к узлам генератора, в их обрыве, перетирании. Наконец, стоит проверить, не перегорел ли предохранитель (хотя с этого рекомендуется начинать диагностику, а не завершать ее).

Вышел из строя диодный мост

Поскольку генератор вырабатывает переменный ток, его необходимо преобразовать в постоянный перед подачей в бортовую цепь. Эта задача ложится на плечи диодного моста, выполняющего роль выпрямителя. Мостовым он называется потому, что состоит из нескольких диодов. При выходе из строя одного из них нормальная работа генератора нарушается. Это также довольно распространенная причина недозаряда аккумулятора из-за утечки переменного тока. О такой неисправности укажет затемнение ламп наружного и внутреннего освещения автомобиля. Диагностика проблемы осуществляется путем измерения параметров напряжения и тока, проходящего через клеммы аккумулятора.

Алгоритм процедуры прост:

  • запустите силовой агрегат, дайте ему немного прогреться;
  • включите стояночный тормоз и установите рычаг переключения передач в нейтральное положение (или в режим парковки, если у вас автоматическая коробка передач);
  • перевести мультиметр в режим измерения малоамплитудного переменного напряжения;
  • если прибор показывает ненулевое напряжение, необходимо заменить диодный мост.

Почему возникают неполадки и как их исправить

Отдельно стоит рассмотреть, почему генератор не заряжает автомобильный аккумулятор, и что нужно делать в той или иной ситуации.

Эту проблему нельзя игнорировать. Даже если у вас есть хорошее зарядное устройство, вы потенциально можете компенсировать недостаток заряда аккумулятора с помощью зарядного устройства. Но параллельно могут быть проблемы и с самим генераторным агрегатом. Причем неисправности напрямую влияют на работу всей электросистемы автомобиля, а не только аккумулятора.

Есть несколько причин, по которым генератор может не заряжать автомобильный аккумулятор. Они могут быть связаны с:

  • терминалы;
  • ремень динамо;
  • состояние батареи;
  • перегрузка генераторной установки;
  • контакты;
  • обмотка;
  • механические проблемы;
  • предохранители;
  • диодный мост;
  • закрытие.

Так как причины разнообразны, нужно рассмотреть их отдельно и понять, почему генератор окончательно не заряжает автомобильный аккумулятор. Соответственно будут представлены рекомендации по устранению той или иной проблемы.

АКБ

Было бы полезно оценить текущее внутреннее состояние батареи, поскольку, если батарея сильно разряжена, генератор может не выполнять свою работу в полную силу.

Чаще всего автомобилисты сталкиваются с сульфатацией и ее негативными последствиями. Когда части устройства покрыты слоем сульфата свинца, зарядка нарушается, и эффективность батареи снижается.

При легкой сульфатации можно попробовать восстановить аккумулятор с помощью десульфатора, специальных режимов зарядного устройства. Однако если сульфатация сильно покрыла поверхности пластин, самым доступным решением будет замена аккумулятора.

Клеммы

Также обратите внимание на состояние клемм аккумулятора, которые соединяют аккумулятор с генератором.

Клеммы автомобильного аккумулятора

Если вы заметили, что лампочка аккумулятора на приборной панели внезапно загорается после проезда по ухабистой дороге, возможно, клемма отсоединилась из-за тряски и вибрации. Ее нужно исправить.

Окисление и механический износ также могут повлиять на качество клеммных соединений. Проверить состояние, просушить, удалить следы окислов. Используйте наждачную бумагу только в крайнем случае.

Ремень генератора

Для преобразования механической энергии в электрическую генератор через ремень соединен с коленчатым валом. Именно ремень генератора может быть причиной рассматриваемой проблемы с недозарядкой аккумуляторной батареи.

Бывает, что натяжение ремня ослаблено, либо он со временем изнашивается. Тогда не только аккумулятор не будет получать заряд, но и общие проблемы в системе электрооборудования станут явными и очевидными.

Ремень генератора

Проверять состояние ремня генератора необходимо только при выключенном двигателе. Иногда помогает простое подтягивание ремня. При износе профиля проблема решается только заменой элемента.

В более редких случаях ремень проскальзывает на шкиве из-за масла или другой жидкости, попавшей на поверхность. Поэтому есть смысл попробовать убрать грязь и все просушить.

Проблема перегрузки

Также бывают немного другие ситуации, когда зарядка еще идет со стороны генератора, но выходного напряжения не хватает. Это говорит о том, что генератор работает, но не в состоянии полностью компенсировать заряд аккумулятора.

Скорее всего, это последние перегрузки генератора, которые связаны с установкой на транспортное средство дополнительного нестандартного оборудования. В автомобиле появились новые потребители, и текущая электросистема автомобиля уже не справляется с такой нагрузкой. Попробуйте отключить только что установленный узел. Если после этого генератор стал нормально заряжать аккумулятор, причина была определена.

Проблема с перегрузкой автомобиля

Здесь есть 2 варианта. Во-первых, поставить генератор большей мощности. Но это может включать довольно сложную работу по переделке всей электрической системы. Второй вариант основан на отказе от дополнительного внештатного оборудования.

Решение остается за автовладельцем. Если вашей мечтой было поставить мощную акустику, то выбора нет. Вы должны внести серьезные изменения в автомобиль.

Неполадки с контактами

Чаще всего специалисты и обычные автомобилисты обнаруживают в машине плохой или слабый контакт, из-за чего возникают все ранее описанные симптомы.

Разрыв контактов обычно связан с загрязнением, окислением, попаданием на поверхности масла, различных технических жидкостей.

Контакты аккумулятора в автомобиле

Для начала стоит попробовать прочистить все контакты смоченной в бензине тряпкой. Мелкозернистую наждачную бумагу следует использовать очень осторожно и только в случае крайней необходимости.

При сильном износе элементов выбора нет. Вам нужно поменять контакты.

Обмотка

Нельзя исключать и обрывов обмотки, с которыми автомобилистам тоже иногда приходится сталкиваться.

В такой ситуации могут наблюдаться характерные симптомы. Генератор не выдаст нужного заряда, а параллельно начнет резко подниматься температура.

Запутаться в машине

Для точного определения неисправности можно отсоединить конец обмотки возбуждения от щетки и подключить его к клемме генератора. Затем мультиметр подключается через аккумулятор. При обрыве на мультиметре будут нули. Если есть контрольная лампа, она не загорится.

Чтобы найти неисправную катушку, подключите провод от аккумулятора к каждой из них по очереди. Если катушка имеет внутренний разрыв, замените ее. Нарушения внешней целостности можно устранить паяльником.

Проблема замыкания

Такая ошибка, как короткое замыкание генератора, может проявляться несколькими способами. Фактически:

  • заслонка на корпусе ротора;
  • короткое замыкание на статоре;
  • замыкание статора на корпус;
  • нарушение плюса на корпусе.

Автомобилист без необходимых знаний вряд ли сможет справиться с этой ошибкой самостоятельно. Поэтому правильным решением будет обратиться за помощью к профильным специалистам.

Неисправности механического характера

Нельзя исключать механические неисправности. Они нередко вызывают конфликт между генератором и аккумулятором.

К механическим неисправностям относятся растяжения, обрывы ремня, сломанные клеммы, оборванные провода и многое другое, что можно исправить ремонтом или заменой.

Вина со стороны предохранителя

А бывает и так, что причина лежит на поверхности, но автомобилист по каким-то причинам упускает ее из виду и выполняет сложные диагностические работы.

Предохранитель в машине

На самом деле правильнее было бы начать с поиска причин в блоке предохранителей. В конце концов, если предохранитель перегорел, поиск и устранение неисправностей потенциально очень прост. Для этого старый элемент удаляется, а на его место устанавливается новый.

Только вот следует помнить, что перегоревший предохранитель может быть следствием случайного скачка напряжения. Если есть проблемы с проводкой, проблемы с генератором или аккумулятором, замена предохранителя не решит ситуацию. Пока не будет устранена причина перегорания, если таковая имеется, та же участь ждет каждый новый установленный предохранитель.

Особенности обслуживания автомобильных аккумуляторов

Если батарея не заряжается, в зависимости от выявленной причины, возможно, стоит отдать ее в сервисное обслуживание для восстановления работоспособности.

Остановимся на самых сложных моментах: закрытие коробки и сульфатация.

Замыкание банок

В результате разрушения пластин на дне батареи образуется шлам, который, поднимаясь, закрывает их. Признаком короткого замыкания является быстрое закипание электролита в одной из банок во время зарядки.

В прошлом они запаивали поврежденную банку и меняли ее на новую. Сегодня в силу конструктивных особенностей аккумуляторов этого не делают.

Как правило закрытие повербанка происходит уже по окончании срока службы батареи, а это от 4 до 7 лет (что вам повезет).

Сульфатация

При сульфатации белый налет препятствует попаданию электролита на пластины, что приводит к снижению емкости аккумулятора.

При сильном поражении пластин с белым налетом зарядить аккумулятор практически невозможно, напряжение не увеличится.

Но при небольшом пораженном участке ситуацию можно исправить, проведя контрольный тренировочный цикл не менее трех раз, постепенно разряжая и заряжая аккумулятор (например, подключив к нему 12-вольтовую лампочку мощностью 5 Вт).), а затем заряжая его небольшими потоками. И так по циклу.

Вы также можете использовать раствор пищевой соды для удаления сульфата свинца.

Как самостоятельно проверить работу генератора

Пара генератор — аккумулятор — важнейшая часть автомобиля, без которой он не сможет функционировать. Некоторые видят в этом пакете основной аккумулятор, но на самом деле основная нагрузка по питанию бортовой сети лежит на генераторе, и именно неисправности отвечают за нестабильную работу электроники и недозаряд аккумулятора.

В принципе, проверить, насколько хорошо генераторная установка справляется со своими задачами, можно на любом достаточно мощном потребителе, но проще всего это сделать на аккумуляторе. Это выявит тот факт, что генератор не заряжает аккумулятор, но потребуются другие исследования и тесты для определения причин, о которых мы поговорим позже.

Первым этапом диагностики является визуальный осмотр узла, отвечающего за выработку электроэнергии, и если каких-то экстраординарных фактов не замечено, можно приступать к измерению напряжения и тока. Проверить, заряжает ли генератор аккумуляторную батарею, можно с помощью мультиметра. Дважды в год следует проверять натяжение приводного ремня, который имеет тенденцию к растяжению. А из-за ослабления ремня крутящий момент не передается на вал генератора в полном объеме, и производительность падает.

ежегодно следует проверять качество креплений, работу реле-регулятора и диодного моста, периодически необходимо проводить профилактические работы по отношению к аккумулятору — очищать клеммы, измерять уровень/плотность электролита.

Ниже мы объясним, как проверить заряд аккумулятора с помощью доступного измерительного прибора или зарядного штекера.
Измерение напряжения батареи

Наиболее вероятные проблемы в автомобиле и способы их устранения

Причин неисправностей в электрооборудовании автомобиля, где генератор не заряжает аккумулятор, множество. Многолетний опыт вождения выявил наиболее вероятные из них. После обнаружения причины недозаряда становится понятно, как бороться с найденной ошибкой.

Проблема при отсутствии проблем

Нередки ситуации, когда генератор не полностью заряжает аккумулятор на полностью исправном автомобиле. Происходит это потому, что зарядный ток небольшой, и батарея может довольно сильно разряжаться.

Также нужно учитывать емкость аккумулятора и его состояние. Новый аккумулятор большой емкости заряжается не сразу, долго восполняет запас энергии (но и отдавать будет долго). Поэтому, если после короткой поездки (20, 30 минут или даже час) аккумулятор зарядился не полностью, то не паникуйте — ситуация обычная. Вы либо должны найти возможность зарядить аккумулятор от зарядного устройства, либо запланировать более длительную поездку.

Когда неисправность можно обнаружить визуально

Некоторые проблемы видны невооруженным глазом. Просто нужно знать, где искать.

№1 Налет на клеммах

Клеммы аккумулятора подвержены окислению. Влага, высокая температура, вытекающие изнутри пары (или потеки) электролита – все это может привести к образованию налета на клеммах аккумулятора и на клеммах подключения, плохо проводящих электричество. В результате зарядный ток падает до минимума или до нуля.

Заподозрить проблему можно даже при запуске двигателя. При недостаточном токе стартер будет крутить медленно, двигатель может вообще не запуститься. Проблема выявляется при визуальном осмотре. Если появился налет, его необходимо удалить. Делается это механически (мелкой наждачной шкуркой или другим инструментом). Необходимо очищать как кабели аккумуляторной батареи, так и клеммы электрооборудования автомобиля. После очистки рекомендуется защитить контактную поверхность подходящей смазкой.

Видео решение проблемы.

№2 Проверка состояния ремня генератора

Вращение от двигателя к генератору передается посредством ременной передачи. Важно, чтобы ремень был правильно натянут. При слабом натяжении ремень будет проскальзывать (часто с характерным свистом). Генератор будет крутиться плохо (медленно или рывками) или, в зависимости от слабины и нагрузки, вообще не крутиться. Это приведет к тому, что нагрузка (частично или полностью) ляжет на аккумулятор, и он будет разряжаться во время движения.

Если ремень натянут правильно и слышен свист, это в большинстве случаев означает, что заклинило подшипник генератора. Эта ситуация также означает, что источник питания автомобиля не работает. Для проверки исправности подшипников необходимо снять ремень и провернуть вручную вал генератора. Он должен вращаться плавно, без заеданий.

Чтобы проверить, правильно ли натянут ремень, необходимо обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля или к технической документации на генератор. Общее эмпирическое правило для определения правильности регулировки заключается в следующем: если вы нажмете на самую длинную часть ремня с усилием ок. 10 кг, он должен перемещаться прибл. 1 см.

Другой способ — попробовать повернуть ремень крест-накрест указательным и большим пальцами. При правильной растяжке это можно сделать под углом 90 градусов. Если окажется, что ремень ослаблен, его необходимо отрегулировать.

Чрезмерное напряжение также вредно. Он сокращает срок службы как самого ремня, так и подшипников генератора.

Ремень может просто порваться. Это можно обнаружить при визуальном осмотре. В данной ситуации его необходимо заменить.

№3 Стерлись щетки

Для достижения электрического контакта с обмоткой ротора, которая при работе вращается, в конструкции генератора используется коллекторный узел, состоящий из токосъемных колец и подпружиненных щеток. Щетки изготовлены из мягкого графита и являются расходными материалами, так как изнашиваются во время использования. При их полном стирании цепь возбуждения разорвется, и напряжение на выходе генератора исчезнет. В этом случае щетки подлежат замене (часто они встроены в регулятор напряжения). Еще лучше регулярно следить за их состоянием и не допускать полного износа.

Видео: Замена щеток без снятия генератора.

Когда понадобится диагностика с помощью приборов

Некоторые неисправности невозможно обнаружить без приборов. Нужен как минимум мультиметр.

№4 Cгорел предохранитель

Цепь генератор-аккумулятор не содержит предохранителей. Но в цепи возбуждения генератора есть плавкая вставка. Визуально проблема выявляется, когда лампа отсутствия зарядки не гаснет после запуска двигателя.

Схемы подключения ротора различны для автомобилей разных марок, поэтому нужно выяснить, какой предохранитель отвечает за эту цепь индивидуально. Иногда сгоревшую вставку видно невооруженным глазом, но ее целостность лучше проверить мультиметром.

№5 Неисправность диодов

Автомобильный генератор представляет собой трехфазную динамо-машину. Выпрямитель необходим для получения постоянного напряжения в бортовой сети. Собран на шести диодах

Возможны две неисправности мостового выпрямителя:

  • короткое замыкание одного или нескольких вентилей (в таких случаях говорят, что диод «спекся»);
  • нарушение одного или нескольких элементов.

В первом случае в бортовую сеть будет поступать переменная составляющая напряжения. Вы можете обнаружить эту проблему по мерцанию дальнего или ближнего света. Во второй ситуации напряжение падает или будет полностью отсутствовать.

Проверить неисправность можно с помощью мультиметра в режиме проверки диодов.

Для этого генератор необходимо разобрать с автомобиля и снять плату с диодами. Каждый элемент управляется обычным образом — в одну сторону он должен проводить ток, в другую — нет. Неисправные диоды необходимо заменить. Вы можете заменить весь блок выпрямителя одновременно.

причины выхода из строя элементов диодного моста могут быть разные, в том числе и самопроизвольный выход из строя. Но если проблема с выпрямителем возникает снова и снова, нужно найти причину. Чаще всего это перегрузка генератора. Диоды рассчитаны на определенный ток, и при его превышении срок службы элементов будет коротким. Надо вспомнить, не подключалось ли в последнее время к бортовой сети дополнительное оборудование. В таком случае статор генератора наверняка будет перегружен, и последствия не заставят себя ждать.

№6 Замыкание обмоток на корпус

Короткое замыкание на корпус обмоток ротора и статора может произойти в результате пробоя изоляции (из-за механических повреждений, старения при длительной эксплуатации, прогорания при перегрузке и т д.). Выявить проблему можно мультиметром в кольцевом режиме. Один щуп необходимо подключить к корпусу, другой к выводу соответствующей обмотки. Для исправного генератора тестер должен показывать бесконечное сопротивление, если показывает другое значение или ноль, то есть короткое замыкание на корпус.

Также к характерным проблемам можно отнести межвитковое замыкание обмоток, но обнаружить его омметром практически невозможно — при малом числе замкнутых витков сопротивление обмотки заметно не уменьшается. Межвитковое можно заподозрить по локальному перегреву генератора.

№7 Разрушение обмоток

Не только диоды могут быть разрушены перегрузкой по току. Также могут перегреться и перегореть проводники обмоток ротора и статора. Причина не только в пробках, вызванных потребителями. Если положительная клемма закорочена на землю, это также вызовет перегрузку по току. Перегрев из-за межвитковых замыканий также может вызвать термическое разрушение как обмотки статора, так и обмотки возбуждения. Проникновение влаги внутрь коробки (даже во время стирки) может привести к печальному результату).

Обнаружить перегорание обмоток можно мультиметром, что обуславливает их целостность. Сопротивление должно быть близко к нулю. Если выше или бесконечно — генератор надо менять.

Сгоревшие обмотки можно перемотать, но делать это нужно в специализированной мастерской со специальным оборудованием. Восстановление «на коленке» не приведет к надежной работе генератора, и вскоре он снова выйдет из строя.

Как узнать, что не идет зарядка на аккумулятор

Прежде чем решить, ремонтировать ли систему, подающую зарядный ток на аккумулятор, нужно убедиться, что проблема действительно существует. То есть следует проверить отсутствие зарядки именно за счет освобождения элементов и деталей, отвечающих за выработку и проведение электрического напряжения на клеммы аккумулятора.

В том, что аккумулятор не заряжается от генератора, может быть «виноват» не только генератор. Отсутствие электрического контакта в проводах, неисправности в электронном регуляторе и выход из строя самой аккумуляторной батареи могут проявляться тем, что резервный источник питания не будет восстанавливать необходимый уровень энергии при работе двигателя.

Аккумулятор не заряжается

Неисправен регулятор напряжения

По этой причине не выполняется второе из трех условий, описанных выше. Генератор может работать исправно, аккумулятор способен принимать заряд, но напряжения не хватает. Регулятор напряжения почти всегда виноват. Это небольшое устройство, которое независимо от скорости вращения ротора генератора поддерживает стабильное напряжение на клеммах аккумулятора.

Очень легко диагностировать. При работающем двигателе с помощью мультиметра, включенного в режим вольтметра, измеряется напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. Если оно ниже 14,4 В, аккумулятор никогда не будет заряжен до 100%. Проблема устраняется заменой регулятора на новый. Есть и другие способы повышения напряжения, но они требуют отдельного описания, что не укладывается в рамки данного материала.

Количество ампер от генератора на АКБ

Многих также интересует вопрос, сколько ампер в норме выдает автомобильный генератор для штатного аккумулятора. Здесь важно понимать, что для каждой электросистемы на машине сила тока индивидуальна. Он напрямую связан с тем, сколько в автомобиле потребителей энергии, и сколько необходимо для полноценной работы. Кроме того, сила тока должна быть достаточной для зарядки аккумулятора.

Усилители отображаются только при условии, что в электрической системе создана нагрузка и аккумулятор заряжен. При запуске мотора сила тока составляла в среднем от 6 до 10 ампер. Но постепенно это число будет падать, так как происходит процесс зарядки аккумулятора, который берет на себя основной расход энергии. Если включить фары, аудиосистему, подогрев сидений или зеркал, то параметры зарядного тока начнут увеличиваться.

Способы выявления поломки

Есть 2 метода, которые может использовать даже новичок:

  • следует завести машину и определить напряжение аккумулятора. В норме показатель составляет от 14,2 до 14,7 В. В случае, когда напряжение ниже, а индикатор все еще горит, скорее всего, причина поломки была в генераторе;
  • снять 1 полюс с аккумулятора, который идет от генератора. В случае проблемы с генератором машина сразу остановится.

Контроль остальных элементов системы зарядки

Чтобы узнать, почему генератор перезаряжает или не заряжает аккумулятор в принципе, может понадобиться мультиметр. С помощью тестера можно измерить напряжение на аккумуляторах в двух режимах. При выключенном двигателе параметр зарядки должен быть в пределах 12,5-12,7 вольт, при работающем двигателе — 13,5-14 вольт. Если на включенном ДВС эти показатели ниже, это может свидетельствовать о проблемах в работе диодного моста или щеточного узла. Кстати, щетки могут изнашиваться, поэтому их нужно периодически заменять.

Генератор работает, но не заряжает аккумулятор

Если причиной перезаряда или недозаряда является реле, то это можно устранить заменой или перепайкой диодов. Если диоды подлежат пайке, необходимо выбирать наиболее близкие по техническим характеристикам блоки. В противном случае они могут перегреться.

О чём нужно помнить?

Мы исследовали основные причины отсутствия заряда аккумулятора от генератора. По статистике большинство автомобилистов с такими проблемами обращаются в сервис. Это нормально, но информация будет вам полезна для понимания причины поломки сайта. К тому же, если вы осведомлены о ситуации, хитрым работникам автосервиса будет сложно вытянуть из вас лишние деньги на ремонт.

Одно дело сказать мастеру «надо подтянуть ремень генератора», и совсем другое «там что-то сломалось». Вот кое-что для вас, и они будут считаться в два раза больше.

И, наконец, что нужно помнить при использовании аккумулятора.

Периодически при работающем двигателе проверяйте напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. На разных автомобилях это значение может отличаться, но должно быть в пределах 13-14,4 вольта. Если напряжение выше, то в аккумуляторе будет активно продолжаться процесс гидролиза воды с выделением водорода. Если значение ниже, батарея не будет нормально заряжаться во время движения.

В обоих случаях необходимо обратиться к специалисту для устранения проблемы.

Проверьте индикатор батареи и при необходимости зарядите батарею. Также время от времени визуально проверяйте состояние ремня генератора на предмет износа. Замените в конце срока службы. Не ждите, пока он сломается. При этом проверьте натяжение ремня и при необходимости подтяните. Если у вас все хорошо в плане генератора и проводки, но аккумулятор все равно не заряжается, ищите причину в нем. Для этого вы можете прочитать статью о ремонте автомобильных аккумуляторов.

Аккумулятор не заряжается от зарядного устройства

В рамках данной статьи относительно того, когда и почему нет зарядки аккумулятора, следует отметить ситуацию, когда аккумулятор не заряжается от зарядного устройства. Как правило, такая проблема возникает, если перед зарядкой аккумулятор был глубоко разряжен (при условии, что само зарядное устройство полностью исправно).

Дело в том, что автоматические зарядные устройства, не имеющие возможности регулировок, выдают небольшой ток. Этой силы тока просто недостаточно для того, чтобы глубоко разряженная батарея начала активно заряжаться, а также иметь возможность накапливать полный заряд.

Также рекомендуем прочитать статью о том, как правильно зарядить аккумулятор зарядным устройством. Из этой статьи вы узнаете об особенностях зарядки автомобильного аккумулятора от зарядного устройства, а также о том, на какие нюансы следует обратить внимание при такой зарядке. Решить проблему можно, добавив больше тока в аккумулятор, если зарядное устройство имеет аналогичные функции и настройки. Но на деле во многих случаях полностью разряженный аккумулятор часто теряет работоспособность (частично или полностью).

Бывает, что такой аккумулятор либо не заряжается, либо может начать активно заряжаться на старте, но через некоторое время накопление заряда прекращается, после чего аккумулятор начинает разряжаться. Происходит это в результате смыкания пластин.

При этом в ряде случаев сильно разряженные аккумуляторы можно попытаться «оживить», заменив электролит и выполнив полное обслуживание аккумулятора. С одной стороны, это возможность восстановить аккумулятор, но процесс достаточно трудоемкий и требует определенных навыков. Также нет гарантии, что батарея продолжит функционировать долго и нормально. 

Какой заряд должна получать АКБ

С напряжением от генератора до автомобильного аккумулятора все готово. Однако водителю все же следует провести более тщательную и всестороннюю проверку работоспособности.

Главный вопрос какой должен быть нормальный заряд от генератора для аккумуляторной батареи.

Если на автомобиле установлен аккумулятор с параметрами, превышающими заводские рекомендации, потребуется более мощный генератор. В противном случае он не сможет обеспечить необходимую зарядку.

Теперь относительно того, какой заряд в норме должен отдавать генератор автомобильному аккумулятору. Чтобы автомобиль нормально заводился даже в мороз, зарядный ток от генератора должен составлять примерно 10% от номинальной емкости аккумулятора. Например, если аккумулятор имеет емкость 70 Ач, зарядный ток должен быть 7 А.

Но это условные характеристики, так как учитывается и количество дополнительных потребителей. Ведь генератор работает не только на зарядку аккумулятора, но и питает всех остальных потребителей в автомобиле во время движения и при работающем двигателе.

Поэтому следует внимательно изучить характеристики, чтобы понять, какой заряд аккумулятора обычно обеспечивает автомобильный генератор и как проверить те или иные параметры.